top of page
Поиск
Фото автораБорис Брестовицкий

Чахчахим - мифы израильской политики

Чахчахим Речь «Чахчачахим» — это название речи, произнесенной актером Дуду Топазом во время выборов в Кнессет 10 созыва в 1981 году. 27 июня 1981-го года за три дня до выборов на площади Царей Израиля в Тель-Авиве прошел заключительный предвыборный митинг блока «Маарах» во главе с Шимоном Пересом. На следующий день на том же месте, прошел заключительный предвыборный митинг «Ликуда» где Бегин выступил с ответной речью. Речь Дуду Топаза и ответная речь Менахема Бегина считаются самыми известными речами в израильской политике, и в глазах многих они обозначили линию разлома между двумя партиями: Ликуд представляет «восточных», а Альянс (Маарах)- ашкеназов. В субботу, 27 июня, на площади Царей Израиля прошел заключительный предвыборный митинг формирования. На митинг вышли десятки тысяч человек, размахивая красными флагами и распевая песни «Пальмаха». В начале вечера на сцену вышел популярный актер Дуду Топаз. В тот вечер на митинг не пришли представители СМИ, кроме репортера газеты «Ха-Арец» Амнона Барзилая и съемочной группы Хаима Явина, которая должна была сделать промо-фильм к запланированного к показу после выборов сериала «Избранные». В своем выступлении Топаз сказал: «Приятно видеть эту аудиторию, и приятно видеть, что нет здесь «чахчачахим», которые разрушают предвыборные митинги... «Чахчахим» в «крепости волка». Они в лучшем случае служат в охране, если вообще идут в армию. А тут находятся солдаты и командиры боевых частей». Тут необходимы пояснения, ибо даже некоторые коренные израильтяне не очень понимают смысл сказанного Дуду Топазом.


Прежде всего – что означает само слово «чахчах» (во множественном числе – «чахчахим»)? Я встречался с самыми разными объяснениями, и наиболее известное из них – «чахчах» это чистильщик обуви. Знающие иврит поймут связь – на иврите чистить обувь – «лецахцеях». Но чистильщик обуви на иврите – «мецахцеях». То есть это ошибочная версия. И я обратился к словарям. «Чахчах» — это уничижительный термин на сленге, или прозвище, которое описывает дикое, хулиганское и недисциплинированное поведение - ребенка, подростка или молодого человека. Прозвище не относится к людям из определенного региона, а описывает в целом диких, не очень дисциплинированных молодых людей. Но откуда связь этого слова с выходцами из Северной Африки? В словаре, составленном Даном Бен-Амоцом и Нативой Бен-Иегуда – «Всемирный словарь разговорного иврита» дается такое определение: «Прозвище, по-видимому, основано на том, как слышится речь выходцев из арабских стран, в которой такие буквы, как Ц и Ч, для евреев - выходцев из Центральной и Восточной Европы.» Было ли это прозвище единственным или уникальным? Нет, конечно. Прозвище было и у выходцев из Германии – «йеки», или «йеки-поц», и это прозвище появилось за десятилетия до «чахчахим». Было обидное прозвище и у выходцев из Восточной Европы - «вусвус» — от идишского слова «вус» что означает «что», — уничижительное прозвище ашкеназийских евреев, образованное тем же образом, что и «чахчахим». Продолжим разбирать слова Дуду Топаза? Накануне этого митинга во время предвыборных выступлений Шимона Переса не раз случались беспорядки. Многие представители мизрахи считали, что их голос не был выражен во время правления «Маараха», а Бегин уделял им особое внимание еще до того, как был избран премьер-министром. Это стало причиной насильственных инцидентов в той избирательной кампании: во время уличного патрулирования активисты «Маараха» подверглись словесным и физическим нападкам со стороны сторонников «Ликуда». Кроме того, были совершены нападения на клубы «Маараха», сорваны предвыборные конференции, было совершено множество нападений на кандидата партии Шимона Переса. На конференции в Иерусалиме, где в Шимона Переса бросали помидоры, он назвал «метателей» сбродом. На предвыборном митинге в Бейт-Шемеше молодой человек по имени Герцль Ханука показал Пересу средний палец, (что безусловно является оскорблением), а его друг махнул ножом. Перес в ответ назвал этот жест «непристойным восточным жестом» и заявив, что сторонники Бегина - «кучка пьяниц». Перес закончил свое выступление предупреждением, что голосование за «Ликуд» — это «голосование за арабское государство» (на практике он говорил о правительственном плане автономии, который вызвал опасения потери еврейского большинства в стране). То, что сделал Герцль Ханука было освещено в передачах «Маараха» под лозунгом «Это безумие должно быть остановлено». Именно это и имел в виду Дуду Топаз, когда сказал, «...приятно видеть, что нет здесь «чахчачахим», которые разрушают предвыборные митинги». Ну, а мы вернемся к Дуду Топазу и разберем следующую часть его высказывания - «Чахчахим» в «крепости волка». «Крепость Волка» (или цитадель Волка») – народное название «Дома Жаботинского» на улице Мелех Джордж 38 в Тель-Авиве. Это здание было построена на месте, где в 1930-х годах стоял «цриф» временная постройка, использовавшаяся для проведения встреч членами ревизионистского движения, молодежью движения «Бейтар», а также тайным местом встреч бойцов подполья «Эцель». То есть «крепость волка» — это всего лишь «штаб Ликуда» Следующее предложение: «Они в лучшем случае служат в охране, если вообще идут в армию» (в оригинальном высказывание Дуду Топаза הם בקושי שין גימלים – они еле-еле «шин гимель-им). Шин Гимель на иврите – ворота военной базы. Да, обидно, но в те годы действительно в израильской армии было преобладающее большинство ашкеназов. И те немногие репатрианты - выходцы из восточных стран, которые служили в АОИ, служили, по большей мере, во вспомогательных подразделениях. Это не относится к тем выходцам из восточных стран, которые приехали в за 20-30 лет до этих событий. Вот такой вот разбор речи. И никто бы, скорее всего, и не обратил внимание на слова Дуду Топаза, если бы не два обстоятельства. Я не случайно сказал в начале, что единственный журналист, который присутствовал на митинге, это был Амнон Барзилай, который и ранее не скрывал свою антипатию к звезде ТВ того времени – Дуду Топазу, и на следующий день «отыгрался» на Топазе в своей статье. Менахем Бегин, который выступал на следующий день на том же месте, всю свою речь построил как ответную речь Дуду Топазу. Два эти фактора уничтожили карьеру Дуду Топаза на несколько лет!

Было ли слово «чахчахим» оскорблением? Нет! Я однозначно против любых оскорблений, но тогда это был просто повод! И после этого это слово в том же смысле употреблялось со сцены не раз. В 2008 году во время предварительных выборов руководства партии «Кадима», сторонники Шауля Мофаза обвинили лагерь Ципи Ливни в использовании слова «чахчахим» в отношении сторонников Мофаза, многие из которых были выходцами из этнической группы «мизрахи».

19 апреля 2022 года Шломо Гроних сказал в выступлении на фестивале Эйн Гев: «Вы такие ашкенази, здесь нет даже ни одного чахчаха», заявление, которое вызвало много критики.

160 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Kommentare


bottom of page