top of page
Поиск
Фото автораБорис Брестовицкий

Хирургическая операция в Иерусалиме — продолжение.






25-го мая я написал первую часть рассказа, который, на мой взгляд, должен был объяснить события, приведшие к очередной войне с Газой.

Большинство моих читателей приняло этот пост разумно. Но нашлись и такие, которые постарались намекнуть мне — куда ты из своего Тель-Авива в наш Иерусалим лезешь, ты же тут ничего не знаешь. Ты же не водишь экскурсии по Иерусалиму.

Во-первых -вожу! Во-вторых, знаю. В третьих — призываю всех спорщиков внимательно читать и не приписывать мне того, чего я не говорил!!

И после этого — 3-я часть о событиях в Иерусалиме.


Часть 3. Суд решил! Теперь – делайте, что хотите!


А потом, в 1967-м году была война! Война закончилась… нет, не только победой. Но, давайте по порядку. 7-го июня, на третий день шестидневной войны полковник Мота Гур штурмом взял Старый город. В тот же день около полудня был захвачен Вифлеем, чуть позже — Гуш Эцион. В 22:00 Израиль и Иордания принимают предложение СБ ООНо прекращении огня.

Казалось бы, можно праздновать победу, но вместе с победой пришли и проблемы. Вернув восточные районы Иерусалима, Израиль отодвинул свою границу, и теперь та самая пресловутая «зеленая линия» 1949-го года (линия прекращения огня) становится административной границей между «старым» Израилем и «новыми» территориями.

Всего через три недели — 28 июня 1967 года правительство Израиля «раздвигает» свою юрисдикцию на восточный (бывший иорданский) сектор Иерусалима и прилегающие к нему части Западного берега реки Иордан. То есть, бывшие иорданские граждане, не убежавшие или не успевшие убежать, становятся гражданами Иерусалима, хотя далеко не все из них становятся гражданами Израиля. Положение сложное, непонятное, но… это то, что было.

Прошло еще 13 лет и 30 ноября 1980-го года, был принят Закон об Иерусалиме, объявляющий Восточный Иерусалим суверенной территорией Израиля, а весь город — его «единой и неделимой столицей».

Но, как я уже сказал в начале 3-й части, с победой Израиль получил и проблемы. Теперь кварталы Шимон Ха-Цадик, и Шейх Джаррах «вернулись» в Израиль, а вместе с ними вернулись и проблемы. Сначала нужно было навести порядок с прошлым — все вспомнить и всем напомнить. И в центре квартала, на том самом месте, где произошло нападение на колонну «Хадасса», был построен памятник с именами 78 убитых. После этого можно было начинать заниматься делами мирскими и земельными.

Еще в сентябре 1972-го года израильский генеральный хранитель (апостропус или опекун) передал право собственности на землю в районе Шимон Ха-Цадик, ее владельцам, комитету сефардской общины в Иерусалиме и комитету «Ха-Кнессет Ха-Гадоль». Юридическая причина этого заключалась в том, что право собственности на эти земли оставались прежними, поскольку даже Иордания не экспроприировала эту землю, а назначила «генерального хранителя вражеской собственности», отвечающего за нее, признавая ее собственностью евреев.

Десять лет спустя (очень небыстро работают у нас суды) — в 1982-м году оба комитета подали иск против арабов, живущих на этом участке, о продаже 17 квартир, построенных в этом районе на принадлежащей им земле. В рамках судебного разбирательства стороны достигли договоренности, которая получила силу судебного решения, согласно которому арабские жители признают право собственности еврейских комитетов на этом участке, а комитеты предоставляют арендаторам (арабским жителям) статус «защищенного арендатора». Кроме того, в обязанность арендаторов входит платить арендную плату комитетам и содержать собственность должным образом. (Тут я должен внести еще некоторое уточнение. Речь идет всего о нескольких домах на улице Осман Бен Афан (Усман ибн Аффан)).

Но, прошел год, потом еще один, потом еще несколько, а арендную плату еврейские комитеты так и не получили. Представители комитетов пытались договориться с арендаторами по-хорошему, но уже на второй их визит их встретили угрозами. Пришлось владельцам земли обратиться снова в суд.

Вызванные туда арендаторы утверждали, что соглашение было подписано адвокатом, который представлял их без их на то согласия, и отказались платить арендную плату, чтобы не признавать права собственности комитетов на дома. Это заявление было отклонено судом, который постановил, что соглашение имеет обязательную юридическую силу, так как были представлены договоры, заключенные между арендаторами и представлявшим их адвокатом. Арендаторы должны платить. Должны, но не платят. Снова суд, и в этот раз суд передает дело судебным инспекторам (оцаа ле-поаль). Но и инспекторы тоже не торопились со своими обязанностями.

В 1993 году комитеты, потеряв всякую надежду, подают в суд просьбу о выселении арендаторов из квартир, утверждая, что они потеряли статус «защищенного арендатора» из-за того, что не платили арендную плату, а некоторые даже не содержали недвижимость должным образом и вносили изменения в здания и коммуникации без предварительного разрешения.

В 1997 году один из арендаторов — некто Хаджази подал иск о праве собственности на часть здания, но суд отклонил его иск. Хаджази подал апелляцию в Верховный суд, но его апелляция была отклонена. В то же время иски некоторых арабских жителей об отмене соглашения 1982 года были отклонены в суде, который постановил, что соглашение имеет обязательную силу.


В 2008 году оба комитета, договорившись, продают этот земельный участок частной компании под названием Nahalat Shimon International, зарегистрированной в штате Делавэр, где законы о компаниях позволяют владельцам компаний оставаться анонимными.


Вот теперь все изменилось. Жильцы были эвакуированы израильской полицией (около 60 человек) по приказу Высокого суда, и вскоре после этого в дома вселились новые жильцы — евреи. Комплекс «Shepherd Hotel” еще в 1985-м году был куплен американским евреем Ирвингом Московичем, абсолютно законно у его законных владельцев.

И в квартале возникла напряженность, особенно после того, как мэрия Иерусалима одобрила строительство в квартале нескольких зданий – ишивы Ор Самеях и складов МЧС и ЗАКА.

В 2008 году израильская полиция выселила арабскую семью Аль-Курд из дома, который теперь принадлежал американской компании Нахалат Шимон. Глава семьи, Мухаммад Пль-Курд, через 11 дней после эвакуации умер от сердечного приступа, а его жена Фавзия в знак протеста поселилась в палатке. Журналистам она сказала: «Меня депортировали из Тальбии в 1948 году, а теперь меня депортировали отсюда. Мы законно купили этот дом у правительства Иордании в 1956 году, и с тех пор живем в нем. Я просто опустошена». Однако никаких документов, подтверждающих, что эта семья купила дом у иорданских властей, предоставлено не было. Другая выселенная семья (всего было вселено три семьи) предоставила документы 12-го века, которые оказались поддельными.

Напротив же, все документы, предоставленные еврейскими владельцами, были тщательно проверены, особенно документы иорданского управления по сохранению вражеского имущества, и все они оказались подлинными.

Бывший генеральный прокурор (в 90-х годах) Михаэль Бен Яир, который родился и вырос в квартале «Шимон Ха-Цадик», написал об этой истории целую книгу. В своей книге Бен Яир рассматривает историю района с юридической стороны, утверждая, что несправедливость была допущена и по отношению к арендаторам, которые могут требовать потерянную в 1948-м году свою собственность. Он также утверждает, что «реализация еврейских активов в Восточном Иерусалиме означает придание законности праву на возвращение» и что «обе стороны должны принять результаты войны». В конце книги Бен Яир предлагает в качестве решения, чтобы правительство выплатило компенсацию еврейским владельцам, чтобы обеспечить нормальное существование в арабских кварталах. Возможно, и его мнение стоит того, чтобы к нему прислушались.

А пока… пока «стреляют»…













Share this:

9 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page