Несколько дней назад я рассказал предисторию событий в Лоде. Но вся эта история будет неполной, если не рассказать, что же сначала произошло в Иерусалиме.
Начинать со стычек и нападений тоже было бы нелогично. Поэтому я решил начать с… истории. Итак — как все начиналось!!! (много букв — приготовьте кофе)
Часть 1. И было время
Нож хирурга и нож воина –
Железо одно, а цель разная!
При рассказе любой истории первый вопрос, который возникает у рассказчика – откуда начинать? История государства Израиль? «Авраам родил Ицхака, Ицхак родил Якова…».
Вот и эту историю я хочу начать издалека, хотя и не от Авраама. Имя достопочтенного Салах Ад-Дина знакомо практически всем. Во всяком случае здесь, на Ближнем Востоке этого великого полководца помнят все, хотя не все знают его настоящее имя — Аль-Ма́лик ан-На́сир Сала́х ад-Дунийа́ ва-д-Дин Абу́ль-Муза́ффар Ю́суф ибн Айю́б ибн Ша́ди аль-Курди́ — так звучит его полное имя. Нам он известен как Саладин или Салах ад-Дин, но это вовсе не его имя, а лишь один из его титулов. Точнее, это «лакаб» — почетное прозвище и переводится оно как «благочестие веры». А вот имя у него очень скромное — Юсуф ибн Айюб, Юсуф, сын Аюба.
И был этот Юсуф, сын Аюба, великим воином. Во многих битвах он сам шел впереди своего войска. И, конечно, не однажды был ранен в этих битвах. А битв, как и ранений, он прошел великое множество. И был у него личный врач и звали его…» хирург»! (нет это не известный байкер в кожаной тужурке). «Хирург», или на арабском – «джаррах». Князь Хуссам ад-Дин аль-Джаррахи был личным врачом и близким другом великого Саладина. За свои врачебные успехи он и был удостоен титула «амир» (князь на арабском или повелитель. От слова «амир» происходит и слово «адмирал» — амир ад бахр – повелитель моря).
Князь Хуссам ад-Дин был очень искусным врачевателем, и народ, точнее, солдаты Саладина прозвали его «джаррах» — хирург. Ну, а Саладин наградил его не только почетным титулом, но и не малой суммой денег, ибо не раз спасал «джаррах» жизнь своего повелителя.
В 1187-м году, когда Саладин захватил (освободил от крестоносцев) Иерусалим, он не забыл своего врача, и подарил ему небольшой участок земли в восточной части города. Хуссам ад-Дин был человеком благочестивым и не жадным и на свои день построил в этом районе «заавию» — небольшую мечеть и медресе – школу для мальчиков.
В 1202-м году личный врач Саладина, амир Хуссам ад-Дин аль-Джараххи умер. Что поделаешь – даже очень хорошие врачи тоже смертны. Тело его с почетом, подобающим амиру, было захоронено у той самой мечети, которую он и построил. И с этого момента и мечеть и прилегающий к ней район получили название «шейх Джаррах».
Так эта история начиналась. Но до развязки еще далеко, хотя арабских имен теперь будет поменьше. Тогда, в далеком 1187-м году, ни Саладин, ни его щедро вознагражденный врач, скорее всего даже не догадывались, что заваленная мусором небольшая пещера к северу от мечети «шейх Джаррах» это гробница Великого еврейского мудреца, первосвященника Симона Праведника (Шимон Ха-цадик на иврите), одного из последних членов «Великого Собрания» — Ха-Кнессет Ха-Гдола, того самого, который с почестями встречал самого Александра Македонского. Еврейское предание рассказывает, что в этой пещере были захоронены сам великий первосвященник, его жена и несколько учеников.
Однако археологические раскопки, проведенные в пещере, показали, что захоронения относятся к позднему римскому периоду (или раннему византийскому), то есть лет на 500 моложе, чем эпоха Шимона Праведника. Дейв Винтер, ныне проживающий в Париже, в своей книге «IsraelHandbook» так же рассказывает, что во время раскопок в одном из коридоров пещеры была обнаружена надпись на латыни, указывающая на то, что это захоронение некой Юлии Сабины. Но непонятным причинам эта надпись была уничтожена, а коридор, в котором она была обнаружена, закрыт мощной дверью.
Первые упоминания о том, что в этой пещере захоронен Шимон Праведник, появляются в 1235-м году. Раби Яков Шалиях, из Франции написал:» … и рядом с Иерусалимом могила Шимона Праведника и его учеников.»
В 1641-м году караим Шмуэль Бен Давид написал: «И была одна пещера, а внутри пещеры — колодец с водой. И раввины сказали, что это погребение Шимона Праведника и его жены, а колодец — это миква его жены.» (миква – ритуальный иудейский бассейн).
Проживающие рядом арабы называли это место «бир аль иудия» — «колодец еврейки». Владельцем пещеры был один из местных шейхов, который за плату позволял евреям молиться в ней.
Все изменилось в 1876-м году, когда рав Авраам Ашкенази, «Ришон Ле-Цион», выкупил пещеру у ее владельца. Немногим ранее, в 1875-м году комитет сефардов «Ха-Кнессет Ха-Гдола» выкупил прилегающий к пещере участок размером в 17 дунамов. Деньги, в размере 10 тысяч франков, собрал рав Шломо Сузин, лично объехав ряд городов с богатыми еврейскими общинами – Гибралтар, Касабланка, Танжер и Маракеш. Деньги были вручены Хаиму Аарону Валери (владельцу известного иерусалимского банка «Валери»), который в то время возглавлял Сефардский Совет. Денег хватило на постройку шести каменных домов. И вот тут-то все и началось!
Часть 2. Деньги – решают все! Или не все?
You don’t need protection
if you have connection
Итак, в предыдущей части своего повествования я остановился на том, что в 1876-м году Сефардский Совет строит первые шесть каменных домов, в которых поселили малоимущие еврейские семьи. Дело это было богоугодным, поэтому небольшой двор, который образовали эти дома был назван «Посвящение Шимону Праведнику». К шести домам со временем пристроили еще несколько, благо размеры купленного земельного участка вполне позволяли строительство. Со временем была проложена дорога, по которой уже можно было проехать в повозке.
В 1890-м году здесь, на земле, купленной евреями в 1875-м году, был основан еврейский квартал, получивший логично название «Шимон Ха-Цадик» — «Шимон Праведник». Этот квартал был общим владением как сефардской, так и ашкеназской общины Иерусалима. В начале 20-го века рядом с кварталом «Шимон Ха-Цадик» общим советом ашкеназской и сефардской общины был создан еще один еврейский квартал – «Нахалат Шимон» — «Поселение Шимона». Земельный участок для нового квартала был приобретен у богатой арабской семьи с соблюдением всех законов Оттоманской империи.
Очень быстро и некоторые арабские семьи оценили по достоинству преимущество квартала «Шимон Ха-Цадик» и тоже стали там селиться. Одной из первых в западной части квартала строит свой дом известная иерусалимская семья Нашашиби. «Вилла Нашашиби» — один из первых многоэтажных домов в микрорайоне была построена в 1911 году. Глава семьи – Раджиб Нашашиби в 1920-м году становится мэром Иерусалима, позже он был министром в иорданском правительстве короля Абдаллы.
Пример семьи Нашашиби оказался заразительным и годом позже еще одна влиятельная арабская семья – Аль Хусейни, приобретает земельный участок в восточной части квартала «Шимон Ха-Цадик» и строит там свои дома. Несмотря на то, что эти две арабские семьи из соперничающих кланов, там, в «Шимон Ха-Цадик» они уживались довольно спокойно. (Кстати именно из семьи Аль-Хусейни происходил муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни, большой друг Гитлера.) Позже в доме семьи Аль Хусейни располагался известный отель «Шепард».
Так и жили евреи и арабы вместе. Евреи свою часть называли «Шимон ха-Цадик», арабы свою часть называли «Шейх Джаррах». И нормально так они жили. Даже дружили.
Все закончилось в 1936-м году. Большое арабское восстание показало: кто друг, а кто – враг. Евреи квартала «Шимон Ха-Цадик» вынуждены были бежать, спасаясь от погромов. Свои дома они оставили. И лишь спустя три года – в 1939-м году евреи вернулись в свои дома. Дома эти были разграблены, что совсем не удивительно, но, хотя бы, остались целыми.
Вернуться -то они вернулись, но чувство беспокойства теперь их уже не покидало. И не зря. В конце декабря 1947-го года 20 пассажиров-евреев, проезжавших на автобусе через квартал «Шейх Джаррах» по пути к горе Скопус, были атакованы арабскими террористами. Несколько из них было ранено, но, слава Богу, никто не погиб. Это было одно из первых событий, которые привели к войне за независимость. В ответ на эти действия, в январе 1948 года еврейская организация «Хагана» совершила налет на соседние арабские дома и подожгла их. Арабы, испугавшись реакции евреев, оставили свой квартал, а в их домах поселись бойцы из арабской военной организации «Аль Наджада», созданной в Яффо еще в 1945-м годы. Бойцы «Аль Наджада» продолжали нападать на евреев, которые жили в кварталах «Шимон Ха-Цадик» и «Нахалат Шимон», или просто проезжали через эти кварталы в сторону горы Скопус.
В апреле 1948 года британцы приказали жителям районов Шимон Ха-Цадик» и «Нахалат Шимон» срочно покинуть свои дома. Это было через два дня после убийства Абд аль-Кадера аль-Хусейни в Кастеле и после операции в Дейр Ясин. Британцы опасались, что военные отряды под командованием Аль-Джихада аль-Мукадаса во главе с Хусейни попытаются отомстить, и действительно – так и произошло. 13-го апреля 1948 года арабские силы под командованием Бахджата Абу Гарбия атаковали еврейский конвой, направлявшийся к горе Скопус, и убили его пассажиров. Жертвами автоколонны «Адасса» стали 78 врачей, медсестер, а также пациенты больницы «Адасса» на горе Скопус. Солдаты еврейской бригады «Арель Пальмах», пришедшие на помощь конвою, были отброшены англичанами, что вызвало шок у еврейской общины в Израиле и во всем мире.
Во время праздника Песах, 25 апреля 1948 года, в ходе операции «Иевусей», отряд Пальмах занял кварталы «Шейх Джаррах» и соседние еврейские кварталы. Бойцы «ЭЦЕЛЬ» заняли весь этот район, а также полицейскую академию сразу после ухода британцев в мае. Однако в ходе тяжелых боев 19-го мая 1948 года весь этот район был занят Арабским легионом и оставалось в руках Иорданского Королевства до Шестидневной войны.
После войны за Независимость весь этот район перешел под контроль Иордании. Иордания передала ответственность за еврейскую собственность иорданской государственной организации по опеке над вражеской собственностью.
То есть – и это очень важно!!! – Иордания признавала эти дома и земли частной собственностью евреев.
В 1956 году правительство Иордании и агентство по делам беженцев БАПОР расселили 28 семей палестинских беженцев, которые не могли вернуться в свои дома по окончании войны. Семьям был предоставлен статус квартиросъемщиков сроком на 33 года.
И тут узелки начинают затягиваться. Но, как известно, деньги решают все. Или, почти все. Евреи, временно лишившись своей собственности, оказались прагматичными и смогли добиться от иорданских властей документов, которые признавали их права на дома и землю. Говорят, что за это пришлось заплатить немалые взятки, но оно того стоило. И если дома евреям пока не вернули, как минимум, у них на руках были бумаги, подтверждающие их права.
И так было до 1967-го года. А потом… потом – продолжение следует!
Comments