Чем человек старше, тем тяжелее он верит авторитетам. Точнее – тем сложнее ему выбрать авторитетный источник информации. И я имею ввиду не криминальных авторитетов, а как раз специалистов.
Помните известное высказывание о том, что география – это наука для извозчиков? История – это не наука для пенсионеров. История – это поиски авторитетных источников информации. В нескольких моих последних постах, в комментариях развернулись ожесточённые споры о праве евреев на жизнь в Израиле. И праве евреев бороться за эту самую жизнь. Этот спор не нов, и спорящие не могут договорится между собой. Не могут как раз именно потому, что авторитеты у них разные. У одних авторитет – Бог, у других – страх, у третьих – совесть, а у четвертых – злость. А у меня свой авторитет – история. Точнее факты!
Итак, конец семнадцатого века. Нет еще ни коммунистов, ни сионистов. Даже олим хадашим – и тех нет! В Палестину (именно в Палестину – Израиля еще тоже нет) приезжает голландский священник – протестант Адриан Реланд. Приезжает не на курорты Эйлата, потому. что и их еще нет, а по заданию Церкви. Реланд, в свободное от основной работы время занимается изучением географии и картографии и даже преподает эти науки в университете города Утрехт в Голландии. Кроме этих наук Реланд изучает языки, и считается одним из лучших в Европе знатоков арабского и древнееврейского языков. Священник-географ путешествует по Палестине в течении 7 месяцев. Он самостоятельно составляет карты, описывает населенные пункты и людей и даже делает перепись населения.
Вернувшись в Голландию, он берет Тору, благо с языком у него проблем нет, и выписывает названия всех населенных пунктов и географических объектов, упоминаемых в этой книге. И начинается долгая и кропотливая работа. Результатом этого гигантского труда становится вышедшая в 1714-м году книга Palaestina ex monumentis veteribus illusrata. Книга написана на латыни. Сегодня в мире существует несколько экземпляров этой книги. Она не является библиографической редкостью и ее даже можно купить на аукционе EBAY что-то около четырех тысяч долларов.
Латынь не входит в число тех языков, которыми я владею. Но в книге много вставок из Торы, естественно на иврите, и читая их вкупе с латинским словарем, можно понять, о чем идет речь. Я обзавелся копией книги, вполне читаемой копией и засел за ее изучение. Кроме того, существует краткий перевод на голландский, с чтением которого мне тоже помогли (голландский язык отличается от голландского сыра – я в нем тоже не разбираюсь).
В книге обнаружилось много любопытного.
Прежде всего, после благодарностей тем, кто послал Реланда в Палестину и тем, кто помогал ему в этом сложном путешествии, он сначала описывает саму страну – пустыня с редкими населенными пунктами. Далее, он пишет, что все, с кем он беседовал в Палестине однозначно заявляют, что это земля евреев. Причем, говорят это не только евреи. На странице 61-й он выдает определение – кто такие евреи – те, кто перешел границу Хаананской земли.
Далее, в 23-й части он пишет о том, что среди постоянного населения мусульман почти нет. Турецкие власти и небольшие гарнизоны он постоянным населением не считает, и пишет о том, что мусульмане в Палестине представлены большей частью кочующими племенами, периодически нанимающимися в поденщики.
По его данным, в Иерусалиме проживает пять с половиной тысяч человек. Большая часть – евреи! Пятая часть населения города – христиане. Из них главным образом он отмечает православных, видимо их было большинство среди христиан.
Назарет – население около тысячи человек, все христиане.
Газа – полтысячи человек, в основном евреи, но есть и христиане.
Тверия, Цфат, Акко – заселены евреями.
Исключение составляет Наблус (сегодня – Шхем) в котором проживают около двух десятков семей из мусульманского клана Натча, пришедших из Сирии, и около сотни самаритян.
Ни одно из названий населенных пунктов Палестины конца 17-го века не имеет арабских корней кроме Рамле и Ум эль Фахм. В Рамле проживают евреи и христиане, а в Ум эль Фахм — только христиане, около полусотни человек и название придумали они. (Ум эль Фахм – дословно – “мать угля” – там находились многочисленные ямы в которых выжигался древесный уголь).
Итак, я возвращаюсь к сказанному голландским священником Адрианом Реландом – в 1695-м году мусульмане в Палестине не проживали. Заподозрить его в большой любви к евреям у меня нет никаких причин. Он действовал по заданию церкви. Вряд ли он мог предвидеть арабо-еврейский конфликт, хотя был умным человеком. Кроме этого важного для истории Палестины труда, Реланд является автором еще нескольких книг по истории Востока, как Дальнего, так и Ближнего.
Адриан Реланд
В книге приводится несколько карт, сделанных самим автором – на страницах 76, 176, 206.
Вы не верите мне? Тогда почитайте книгу. Уверен, что среди ваших знакомых найдется врач или кто-то, владеющий латынью.
Comments