В своих рассказах я иногда упоминаю арабские поселения, находившиеся когда-либо на территории сегодняшнего Тель-Авива. В связи с этим у самых любознательных моих читателей возникают вопросы. Эта заметка написана с целью ответить на эти и на не заданные пока вопросы. Итак, Тель-Авив, до “нашей” эры, до первой алии…
Всего на том участке Эрец Исраель, который сегодня занимает Тель-Авив, в разное время было одиннадцать арабских поселений. (Я имею ввиду только оттоманский и британский период). Названия некоторых из них до сих пор на слуху, и даже увековечены в названиях улиц и кварталов города. Это поселения Саломе, Абу Кабир, Шейх Мунис, Сумиель, Джамсин и другие. Большая часть этих поселений была основана бывшими солдатами армии Ибрагима Пахи, пришедшими из Египта, но была и германская колония Шарона, основанная немецкими монахами-темплерами. Сегодня я расскажу вам о трех самых больших из этих поселений.
Деревня Абу Кабир была основана в 30-х годах 19-го века и находилась там, где сегодня проходит тель-авивская улица Кибуц Галует, хотя многие ошибочно думают, что деревня располагалась на месте тюрьмы Абу Кабир и хулонского квартала Тель Гиборим. Название деревня получила в честь египетского города Тель Абу Кабир, находящегося в дельте Нила. В этом городе стояла воинская часть, в которой до демобилизации служили основатели поселения. И это название осталось на карте Тель-Авива – Тель Кабир, так сегодня называется квартал, занимающий юго-западный край бывшей деревни.
Место для строительства поселения было выбрано не случайно. Среди песчаных дюн и валунов, оставленных ледником, было трудно найти ровный участок земли. достаточно большой для постройки деревни. Но как раз в этом месте находилось старое, еще со времен эпохи Хашмонаим, еврейское кладбище. Участок давно был обработан еврейскими руками. Вот на месте этого кладбища и была построена деревня Абу Кабир. В 90-х годах (прошлого века) во время проведения работ по расширению проезжей части улицы Кибуц Галует на отрезке между улицами Шокен и Герцель были обнаружены останки древних еврейских захоронений. Строительные работы были приостановлены до тех пор, пока не было найдено оригинальное инженерное решение – над захоронением был построен мост, по которому и проходит дорога.
Но это сегодня, а тогда… тогда Абу Кабир была обычной арабской деревней, с садами-пардесами, по которым бродили отары овец, с разбросанными в беспорядке домами, без дорог и улиц.
Надо сказать, что жители этой деревни были людьми трудолюбивыми. В скором времени вместо ветхих хижин там стояли каменные дома с черепичными крышами. И теперь жители Абу Кабир ехали на яффский базар не покупать еду, а продавать то, что выращивали. В конце 19-го века в деревне поселилось и несколько еврейских семей, но это совсем другая история, к которой я еще обязательно вернусь.
С началом войны за независимость Израиля деревню “облюбовали” многочисленные арабские банды, в основном из за близости к Тель-Авиву и, главным образом, из-за очень удобного расположения к дороге, соединяющей Тель-Авив и Иерусалим. Дорога эта проходила так близко, что террористы могли обстреливать ее прямо из окон домов. Жители деревни без проблем предоставляли кров различным бандитским группировкам. В конце концов бойцы “Хаганы” штурмом взяли деревню, арабское население покинуло ее и большая часть домов была разрушена, чтобы обстрелы не повторялись.
Деревня Сумиель по занимаемой территории была самой большой из всех одиннадцати. Ее “жилая” часть находилась в прямоугольнике, очерченном улицей Блох с юга, Жаботински – с севера, Ибн Гвироль – с запада и Ремез – на востоке. Поля и сады, принадлежащие жителям деревни, простирались от улицы ККЛ до дороги на Петах Тикву (улица Менахем Бегин), проложенной в 1924-м году.
Основали деревню представители бедуинского племени Харб А-Суиалима, пришедшие из иорданской пустыни в середине 19-го века.
Жители Сумель занимались выращиванием цитрусовых и овощей, а также рыбной ловлей в текущих рядом речках Аялон и Яркон. После ухода турков жители деревни начали в массовом порядке продавать свои земли и дома, возвращаясь в Иорданию. В 1943-м году в деревне оставалось всего 1100 жителей, из 4000 тысяч. населявших ее перед началом Первой Мировой Войны. В том же 1943-м году решением британского губернатора деревня Сумиель была присоединена к Тель-Авиву.
После войны за независимость деревню покинули последние жители. Часть брошенных домов была снесена и на их месте был построен комплекс общественных зданий - здание профсоюза израильских учителей и позже – здание общего профсоюза трудящихся (который до этого находился на улице Алленби). Позже – в конце 60-х- эти здания были перестроены на том же месте.
В 1961-м году все земли деревни Сумиель были проданы частным инвесторам для дальнейшей застройки. Деревня Сумиель прекратила свое существование, но и сегодня можно увидеть остатки бедуинских домов, а во дворе синагоги Реканатти сохранилось и несколько целых домов.
Третья из самых больших деревень – Джамаасин — находилась в месте соединения рек Аялон и Яркон и была разделена этими реками на две части: Джамаасин аль Араб на западе и Джамаасин аль Шарки – на востоке. Западная часть была расположена вдоль сегодняшней улицы Намир, а восточная – на холме Тель Хашхаш (сегодня это место называют Гиват Наполеон и находится оно в центре рамат-ганского парка Рош Хаципор).
И эта деревня была основана бывшими солдатами Ибрагима Пахи – ветеранами суданской дивизии, пришедшими сюда в 1827-м году. Уровень жизни в двух половинках деревни существенно отличался. Жители западной части занимались разведением быков, отсюда, скорее всего и происходит название деревни (Джамус – по арабски бык). Жители восточной части главным образом выращивали цитрусовые. В Джамаасин аль Араб были первые молочные фермы, снабжавшие молоком и сыром жителей Палестины. В 1947-м году деревня насчитывала 1700 жителей. Они довольно лояльно отнеслись к созданию еврейского государства, но со временем тоже стали массово продавать свои земли и покидать Израиль.
На земле Джамаасин построены сегодняшние тель-авивские кварталы Бавли и Офека, а большой участок, называемый Гиват Амаль, до сих пор не застроен.
Comments