top of page
Поиск
Фото автораБорис Брестовицкий

Сначала было имя… потом родился город.

Originally published at Записки на салфетках. You can comment here or there.

…Сначала было слово. Точнее – имя! И когда я решился все-таки написать книгу о моем любимом городе, я решил сначала разобраться в истории его имени. Тель-Авив – Весенний Холм… Я копался в библиотеках, читая пыльные книги и газеты, и чем больше я узнавал, тем больше вопросов у меня возникало. Я обратился к книге, отвергающей любые сомнения – к Торе. И там, в писаниях пророка Иезекииля я нашел первое упоминание этого названия. «И пришел я к переселенным в Тель-Авив, живущим при реке Ховаре, и остановился там, где они жили, и провел среди них семь дней в изумлении.» {Иезекииль. 3:15} Получив ответ, я озадачился новыми вопросами. Где эта река Ховар течет или текла, о каких переселенных речь? Снова походы в библиотеку, снова сидения над книгами, с блокнотом и словарем. И постепенно, начала вырисовываться картина. Река Ховар – это скорее канал, ибо она была рукотворной, и находился этот канал в Месопотамии. Итак, две с половиной тысячи лет назад. На трон независимого Иудейского государства восходит молодой царь Иехония. Несколько месяцев спокойного царствования, как вдруг с севера приходит неожиданная угроза. Правитель Нововавилонского царства Навуходоносор II, завоевав Сирию и Ливан, направляясь на Египет, подошел к стенам Иерусалима. Юный иудейский царь, решив сохранить свое государство и народ. Соглашается покориться и заплатить выкуп. И в 596 году д.н.э. Иерусалим сдался. Молодой царь умер, и на троне его сменил царь дядя – царь Садкияху. Понабилось 10 лет для того, чтобы иудейский народ оправился от удара и восстал против захватчиков. И снова огромное войско Навуходоносора вернулось к стенам Иерусалима. Два года продолжалась эта война. И после длительной и тяжелой осады столица Иудеи была захвачена и разрушена, Иудейское царство пало. Народ поголовно был порабощен и отправлен в вавилонский плен. Десятки тысяч иудеев, переселенных в междуречье Тигра и Евфрата, стали создавать свои поселения. Вскоре, к поселенцам присоединились и пленники первой войны. Среди них был и пророк Иезекииль (Иехезкель). Он решил поддержать пленников и поселился в их лагере, названном Тель-Авив. А находился этот лагерь на берегу большого канала, называемого Ховар. Но все это, как я уже говорил, было очень давно. И официально датой рождения Тель-Авива считается 11 апреля 1909 года. Но город возник не сразу, не на голом месте. До начала 19 века евреям не разрешалось селиться на территории Палестины, а малочисленные паломники в основном прибывали на святые места. Самолетов тогда еще не было, паломники прибывали морем, через яффский порт – «ворота Сиона», врата надежд и разочарований. Но в 1820 году турецкий купец и путешественник Ишайа Аджима покупает в Яффо дом. Дом первого еврея арабского Яффо, получивший название «Дар аль-Яхуд» – «Дом Еврея» и стал той точкой отсчета, с которой ведет свое начало еврейское поселение современного Израиля, в том числе и Тель-Авив. В скором времени, в квартале Афродита, о котором я еще обязательно расскажу, стали селиться, один за одним, отчаянные смельчаки, прибывающие сюда из Турции, Греции, а затем и из стран Северной Африки и Центральной Азии. По началу арабское население с уважением относилось к ремесленникам и врачам, торговцам и учителям, составлявшим большую часть прибывших поселенцев. Не стоит забывать также, что многие из них были глубоко религиозными, что тоже вызывало уважение местного населения. Но в 70-х годах 19 века начинается первая большая алия – в Израиль стали прибывать евреи из стран Европы и России. «Халуцим» – а это были в основном молодые люди прогрессивных взглядов, своими современными идеями здорово потрясли средневековый уклад арабского Яффо. И конфликты не заставили себя долго ждать. Противостояние двух народов, двух религий, двух культур, а также растущее быстрыми темпами еврейское население Яффо, вынудили поселенцев выйти, в конце концов, за стены поселения. Купить землю под строительство у араба в то время было совсем не просто. И первым участком, выбранным специально созданным для этой цели советом, был кусок песчаной земли к востоку от сегодняшнего бульвара Иерушалаим, а северной границей служила нынешняя улица Саломе. Уже планировались дома и улицы, но кто-то вспомнил о самом важном, без чего не может существовать ни одно поселение – ВОДА!!! Пригласили специалиста-гидролога и… вердикт его был малоутешителен. Вода находится так глубоко, что выкопать колодец невозможно. Землевладелец, чувствуя, что сделка проваливается, снижал цену еще и еще, говоря, что вода есть рядом – в Яффо. Но поселенцы понимали, что любой конфликт с арабами Яффо ставит под угрозу их жизни – без воды им не выжить. И, наконец, после долгих поисков, в 1887 году, поселенцы остановили свой выбор на дюнах Керем Джебали, у моря, севернее Яффо, там, где сейчас находится квартал Шабази – Неве-Цедек. Когда первые поселенцы, вышедшие из яффского квартала Афродита, решили построить свои дома, им пришлось строить крепости. Три ряда по 16 домов – 48 маленьких крепостей, за стеной.. 48 семей, отважившихся выйти за пределы стен Яффо. Эти 48 семей и положили начало поселению, получившему название Неве-Цедек – Обитель Справедливости. * Справедливости ради надо отметить, что все-таки первое поселение за стенами Яффо было не еврейским. В 1866 группа американских поселенцев купила участок земли севернее Яффо – в районе сегодняшней улицы Каплан, там, где находится Кирия. Но строительство нового города рядом с не очень спокойными соседями оказалось не по плечу американцам, и они продали эту землю немецким монахам- тамплерам (не путать с тамплиерами). Некоторые здания немецкой колонии «Шарона» и сегодня сохранились на территории военного ведомства и сейчас, в связи со строительством нового комплекса, эти дома реставрируются и даже сдвигаются на новое место.

Share this:

1 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page