«…Ну что Рим? Рим, как Рим…» В. Каверин. «Два капитана»
Все дороги ведут в Рим. Интересно – кто же это придумал? Вот эта дорога, которую я вижу из окна, тоже ведет в Рим? Меня в Рим привез Боинг. Небесная колесница, чиркнув по небу струей белого дыма, соединила израильский аэропорт имени Бен-Гуриона и итальянский имени Да Винчи. Приключения начались уже в самолете. Полет вместо трех часов длился четыре, но, наконец, капитан извинился за опоздание, вызванное грозовым фронтом и объявил о посадке в аэропорту… Фьюмичино!!!
Я готовился к этой поездке заранее, учил язык, изучал историю и географию. А когда кабернет объявил, что мы приземляемся в аэропорте Фьюмичино – я был удивлен, я-то ждал, что самолет прибывает в аэропорт Да Винчи. Как оказалось, удивлен был не только я, но кто-то из израильтян тут же уверенно обьяснил, что это другой аэропорт, а Да Винчи закрыт из за непогоды. Вот гад — кто же знал, что это два названия одного и того же аэропорта? Но… на этом мои открытия только начались.
Италия встретила ноябрьским проливным дождем. Это из-за грозы самолет целый час нарезал круги над аппенинским сапожком. Но всему приходит конец, земля нас приняла, оросив дождем. Багажа у меня было не много, я точно знал где находится гостиница (я же готовился) и я решил… наивный…. поехать на метро. И тут меня ждало второе открытие — итальянцы практически не говорят на английском языке!!! Ни таксисты, ни полицейские, ни водители автобусов, ни служащие музеев. А ведь мне предстояло купить билет. Автоматическая касса отпала сразу – все инструкции на ней были только на итальянском. А кассир, как мне показалось, не знал даже итальянского. Его смуглое лицо очень напоминало мне лица соседей из Калькилии. Видя, что мы не можем найти общий язык, я достал из сумки карту Рима, ткнул пальцем в то место, где по моему предположению, находилась гостиница, и достал из кармана цветастые купюры евро. «Земляк» позвонил кому-то по телефону, что-то проговорил, явно не на итальянском (я же вырос в Молдавии, где говорят на румынском и даже когда-то в школе учил итальянский), чем еще больше подкрепил мое подозрение и в конце-концов принес мне билет.
Откртытие третье. Названия станций в метро обьявляют только на итальянском. Римское метро напомнило мне московское… в часы пик. Вагоны так же плотно забиты, но при этом люди довольно вежливы и приветливы, и, даже вас если нечаянно толкнут, обязательно одарят улыбкой и «Скузи». Хотя ехать с большой сумкой в метро не легко, я без труда вышел из битком набитого вагона, и вышел на улицу. Я уже два часа и Италии, но только теперь увидел небо и город..наконец-то Рим.
Открытие четвертое. Рим – очень чистый город. И в первый, дождливый день и в последующие я, с удивлением для себя, отмечал чистоту на улицах, в подземных переходах и парках. Может быть это мне только казалось, не избалованному чистотой израильских городов, но это удивление было приятным. Но… я отвлекся! Итак – я оказался на улице. У меня была карта, но на перекрестках не оказалось названий улиц, а прогулка под дождем, да еще и с сумкой меня не прельщала. И я остановил такси. В этот раз мне повезло больше. Нет, таксист не говорил на английском, и не знал, где находится нужная мне улица, но он точно был итальянцем. Я сел в машину, а он достал из под сиденья толстый атлас и мы вместе начали искать эту улицу… Нашли! Поехали!
Открытие пятое. Нет, я конечно слышал о лихости римских водителей. И все-таки увиденное превзошло мои ожидания. Положив атлас на приборную доску, таксист придерживал его одной рукой — во второй у него был микрофон переговорного устройства. При этом голова его была повернута ко мне, и он беседовал… со мной. Как он управлял машиной – остается загадкой. Светофоры, дорожные знаки, разметка – казалось все это просто дорожный антураж, не больше. Он поворачивал, где хотел и как хотел, руководствуясь только ему известным правилам. Но так в Риме движутся все – в этом я убедился и в последующие дни. И не смотря на то, что потоки людей и автомобилей пересекаются по непонятным правилам, аварий нет, клаксоны не надрываются, и никто не выкрикивает проклятия. Светофоры и полицейские не предназначены для регулировки этого действа ( ибо движением это не назовешь) а, скорее всего, служат просто украше-нием города.Фантастика, но за пять дней я не видел ни одной аварии. Да побитых машин не так уж и много. Хотя, вынужден признать, что в центре Рима очень мало больших машин, там больше микролитражек. Таким машинам и парковку проще найти, и протискиватся в городских пробках им намного легче. Так что мой совет тем, кто собирается брать машину на прокат в Риме — берите маленькую, Опель Корса, Фиат Пунто или Панда, или что-то подобное. Если вы не собираетесь пересечь всю Италию с юга на север — вы обязательно вспомните меня добрым словом, когда будете искать стоянку на узких улочках Рима.
Удивление шестое. Зелени в центре Рима мало… очень. И это при том, что итальянская столица считается одним из самых зеленых городов Европы. В самом центре не видно не травинки, ни кустика. Небольшие клумбы цветов в сезон, и все. Но зато стоит чуть отдалиться от центра, и вы забываете о каменных джунглях. Красивейшие парки и оранжереи. И очень чистые. Итальянцы, точнее – римляне, очень бережно относятся к своему городу. Именно благодаря этому я случайно нашел один из красивейших парков итальянской столицы — отшагав несколько километров по улицам «вечного города», я искал место, где бы можно было передохнуть в тишине. И тут увидел впереди себя задорную бабулю, в припрыжку бежавшую за лиловым пудельком. В руках у бабушки был еще пустой полиэтиленовый пакетик и небольшой совок, пудель явно торопился «по делу». Ну не собирался же он это делать прямо на асфальте? Я пошел за ними, поднимаясь вверх по улочке не то Мандарини, не то Маджарини. И так я совершенно случайно нашел один из красивейших парков Рима – вилла Альдобрадини.
Но я забежал вперед. Итак… мне удалось доехать до гостиницы живым. После бессоной ночи, тяжелого перелета я завалился в кровать и проспал до вечера. А вечером – захотелось кушать и… время проходит. Я сел в метро, и через несколько остановок услышал – «Колизеум». Так я решил для себя проблему – с чего начать?
Когда я выбрался из подземки, солнце уже садилось. Три длиноволосых парня, одетые в костюмы легионеров с часами «CASIO» на загорелых руках кричали «Репеде, репеде» стайке японок, окруживших их с фотоаппаратами. Собрав с них денежки, они сложили пластиковый трон и устало побрели в сторону фургончика. Кончался день и заходить внутрь Колизея не было смысла. Я просто пошел вокруг него, и он уже не казался мне таким огромным. Кровавое закатное солнце проглядывало сквозь окна и дыры в стенах этого каменного чудовища, отчего оно казалось живым. А разогретый воздух, поднимаясь, создавал эффект движения, еще более усиливая ощущение огромного раненого зверя. Кровожадные фантазии пробудили во мне аппетит, и я решил, что еще посвящу Колизею и форуму несколько часов, а сейчас надо позаботиться о себе.
В Риме пиццу продают везде… Я даже видел, как мальчишка на мотороллере продавал пиццу прямо с колес пассажирам двухэтажного туристического автобуса. Но самой вкусной за пять дней была та первая пицца, купленная мною в какой-то забегаловке возле Колизея. В забегаловке не было ни столов ни стульев, непонятная вывеска перед ступеньками, ведущими вниз и большая печь, рядом с которой колдовал не менее большой усатый итальянец. «Туристо»?- спросил он, когда я подошел поближе, в надежде найти меню или что-то подобное. Меня так и подмывало ответить ему:»Руссо туристо, облико морале»… Но он бы меня не понял. Меню я так и не нашел, а итальянец заговорил со мной… на итальянском, в полной уверенности, что туристы всего мира знают этот коллоритный язык. Руки его продолжали колдовать с тестом, которое периодически взлетало к закопченному потолку. Я по мере своих знаний отвечал на его вопросы на смеси английского и того, что мне казалось итальянским. В очередной взлет пиццы под потолок, он вытащил откуда-то из под стола кувшин с вином, потом поставил две кружки и знаками показал – наливай. Пицца ушла в печь, а итальянец облокотился на стол и сказал мне мне «Ле хаим». Мы засмеялись, выпили… и я получил самую вкусную в своей жизни пиццу с брынзой, какой-то очень перченой колбасой и маслинами из рук трансильванского еврея, живущего в Риме уже более 50 лет. Разговор под вино потек плавнее. Но я все еще хотел посмотреть Рим, и трансильванец (я так и не спросил его имя) вышел со мной на улицу, и, помотрев на меня с укором, сказал мне по-румынски куда я могу засунуть путеводитель, махнул мне рукой – туда иди. И я пошел…
Римская Via dei Fori Imperiali – не самая освещенная улица города, но впереди виднелось что-то очень яркое и манящее. Так я не спеша дошел до площади Венеции с огромным дворцом и величественным памятником Витторио Эммануле. Вообще-то, как я понял со временем, в Риме каждое пересечение более чем двух улиц – это «пяцца» (площадь). Поэтому, если задаться целью обойти все римские площади – жизни не хватит. Это Кесарию они (римляне) строили как город с ровными улицами, да и то, наверное, потому, что план города разработал царь Ирод. А в столице мира ровных улиц почти нет. Даже мой GPS периодически отказывался понимать, куда я хочу дойти, видимо и у него кружился его электронный мозг. Но я опять отвлекся. Итак, площадь Венеции – неофициально это главная площадь города. Почему неофициально? Потому, что римляне упрямо говорят, что в их городе нет главной улицы и главной площади, нет главного холма и главной церкви. И все-таки площадь Венеции и в силу своего расположения и благодаря дворцу Венеции – главная.
Людей на площади было множество! Причем и на проезжей части. Периодически визжали тормоза на влажной брусчатой мостовой и слышался вскрик очередной зазевавшейся туристки. Но машины продолжали свой путь, из открытых окон окон вместо мата доносилось «Бона сэра» и все улыбались. На ступенях дворца фотографировались вездесущие( я правильно написал это слово?) японцы. Не очень ярко горели окружающие площадь фонари, чтобы подчеркнуть красоту окружающих зданий и необычную подсветку. Периодически накрапывал дождик, словно проверяя готовность людей открыть зонты. Но стоило зонтам захлопать, как дождь прекращался.
Так, то пряча в рюкзак фотоаппарат, то доставая из него зонт, я дотопал до Via del Corso. Про эту улицу я знал только то, что здесь находятся самые дорогие римские магазины. Я себе представлял если не Елисейские поля, то, как минимум – Пикадили. Но Виа дель Корсо оказалась довольно узкой улочкой, где в два ряда протискивались автомобили, а по узким тротуарам двигались толпы прохожих, задевая друг друга локтями и сумками. Так что у тех, кто только что сьел пиццу не было проблем – об кого вытереть руки. Людей было много, несмотря на поздний час. Да и большая часть магазинов все-еще была открыта. Но ноябрьский холод уже достал меня, разогретого жарким израильским солнцем, до самых глубоких внутренностей и я уже не смотрел на витрины, а искал уютный бар или кафе, чтобы бросить свои усталые и замерзшие кости на стул. Надо отметить, что даже на центральной улице цены в барах не намного дороже, чем на окраинных. Заказав чашку горячего шоколада, я вытащил свою трубку, набил табачком и уплыл. Было тепло и приятно, негромко играла музыка. Официант был ненавязчив, не набивался мне в братья, но как только моя чашка опустела – он возник и спросил, хочу ли кушать или «Мистер хочет только пить»? Мистер хотел и кушать тоже – сказались те несколько километров, которые я отшагал после пиццы. И я, с видом знатока, не знающего сомнений, заказал «Кон гамбретти» — ризотто с морскими гадами. (Ризотто – это почти рисовая каша). Выбор вина оказался более тяжелой задачей, но официант терпеливо стоял у стола, перекинув через руку белое полотенце. Я медленно вел пальцем по списку белых вин, периодически поднимая глаза на курчавого, в надежде, что подскажет. Но… видимо успокоенный моим уверенным выбором первого блюда, он невозмутимо наблюдал за соседним столиком. Наконец, я ткнул пальцем в какое длинное название, кончавшееся словом «Сицилия» — логика мне подсказывала, раз Сицилия это остров, то там и морепродукты в ходу. Официант одобрил выбор, я одобрил цену. Ужин получился вкусный, стильный и недорогой, так что я рекомендую… ресторан называется «La Scalinata» на небольшой улочке Via S Andrea delle Fratte – это где-то между Испанской площадью и фонтаном Ди Треви. Сытый и теплый, я неспеша прогулялся по Via Condotti, с ее многочисленным шикарными магазинами, отметил про себя, что цены тут вполне умеренные, несмотря обилие «крутых» названий типа Армани, Гуччи, Версачи и др. Т.е при необходимости, можно одеться в этих магазинах без особого ущерба семейному бюджету. А эконом-класса тут же на улице продаются подделки. Но подделки довольно неплохого качества, только названия на них уже другие. Я видел, например, мужские полуботинки в фирменном магазине за 200 евро и рядом на улице точно такие же(с другим названием) за 30. Так я дошел до знаменитой Испанской лестницы. Вся площадь, несмортя на поздний час, была заполнена людьми. Люди сидели в кафешках, слонялись по мостовой, стояли небольшими группами и сидели на ступеньках. Место это действительно потрясающе красивое, но я уже был не в силах подниматься по ступенькам. Бессоная ночь, перелет, а также ризотто с креветками и бутылка вина убеждали меня, что организму требуется отдых. Я побродил немного среди таких же праздношатаюшихся, говорящих на разных языках и отправился на ближайшую станцию метро. Народу в подземке было немного, мне даже удалось сесть на лавочке. И вот только я размечтался о том, как сейчас доберусь до гостиницы и влезу горячую ванну, как ко мне подошли два полисмена, и начали что-то очень горячо говорить, периодически показывая на мой пауч. И я, воспитанный израильской действительностью, требующей на каждом углу предъявлять свою сумку на досмотр, решил, что и эти курчавые хотят от меня того же. Я открыл пауч и протянул его полисменам. Но они отпрыгнули от моей сумочки так, как будто там действительно была бомба. Спасибо сидевшей рядом женщине – она объяснила мне по английски, что потомки легионеров всего навсего предупреждают меня о том, что в подземке полно воров. Вот так – профилактика преступлений. Я поблагодарил и даму и полисменов, и уже через полчаса был в гостинице. В голове уже созрел план на завтра…
Comments