День второй. Хоть и хотелось поспать, но цель оправдывает все. Судя по карте, до Ватикана предстоял долгий путь – на противоположную сторону Рима. На метро я доехал до станции Ottaviano. А там уже просто спустился по одноименной улице до самого Ватикана. И хотя до открытия музеев оставалось еще полчаса, я уткнулся в хвост длиннейшей очереди.
Более двух километров – именно столько стоят люди, желающие попасть в музеи Ватикана. Но хочется отметить, что очередь движется очень быстро, никто не лезет с удостоверением участника Куликовской битвы, и даже подъезжающие на шикарных лимузинах иностранцы покорно становились в очередь. Примерно через час я зашел в кассовый зал. Привычный для нас досмотр, потом кассы. Билет совсем не дорогой, рядом – сувенирные киоски, различные аудио-устройства, которые можно взять на прокат, в том числе и говорящие по-русски.
И вот, наконец, я во дворе музеев, откуда все и начинают путешествие в мир прекрасного. Это далеко не первый музей, который я посещаю. Я был в Третьяковке и Эрмитаже, в Лувре и Версале, в дрезденском Цвингере и еще в некоторых музеях и галереях. Но Ватиканские музеи стоят в этом ряду обособленно. Описать их словами невозможно, я обязательно что-то упущу, да и далек я от искусствоведа. Поэтому попытаюсь просто дать несколько полезных и практичных, на мой взгляд, советов. Во-первых, удобная обувь! Даже если вы хотите просто пробежаться по музеям, на это уйдет четыре-пять часов. Присесть можно далеко не везде. Возьмите с собой воды и даже сендвичи. Буфет есть только один, дорогой, да и то в самом конце пути. Настройтесь на то, что вы увидите не более 5-10% всего, что выставлено в музеях. Поэтому советую подготовиться, и сделать «домашнюю работу» — определитесь, что именно вы хотите увидеть. Я понимаю, что большинство людей обязательно хотят увидеть Сикстинскую капеллу. Так вот, маршрут просмотра музеев устроен так, что капелла находится буквально на выходе. Берегите силы. Во всех музеях Ватикана разрешается фотографировать, за исключением темных залов с коврами и… Сикстинской капеллы. Но если полицейский (в капелле кроме работников музея дежурят и полицейские) не стоит рядом с вами – можете снимать, конечно не наглея. Во дворе, откуда начинается экскурсия, выставлены репродукции всех самых выдающихся произведений Ватиканских музеев, а возле них всегда стоят экскурсоводы, рассказывающие об этих экспонатах на разных языках (на иврите – нет, но на русском я слышал).
Самое главное – музеи Ватикана работают с 8:45 до 16:45 (зимой, с 1-го ноября по 31-е марта до 13:45) кроме воскресенья и праздников. Но… вот она изюминка – в последнее воскресенье каждого месяца музеи открыты для свободного посещения. И еще – вход в музей можно заказать заранее, чтобы не стоять в очереди. Это можно сделать практически из любой гостиницы, либо по телефону 06-69884947.
Сикстинская капелла заслуживает отдельного рассказа. Она была построена в 1475-1483 годах архитектором Джованни де Дольчи, по указу папы Сикста IV, отсюда и название. Микеланджело ее только расписывал (вопреки часто встречающемуся мнению, что он ее и построил). Но эта роспись, длившаяся четыре года, начиная с 1508-го – поистине творческий подвиг. Площадь только потолка – более 800 квадратных метров.
На фресках запечатлена вся история человечества, начиная с сотворения мира. На тех участках, где было невозможно обычное изображение, Микеланджело сначала прорисовывал архитектурные элементы, создавая как бы виртуальное строение, которое уже потом расписывал фресками. В 1512 году он прервал роспись и вернулся в Сикстинскую капеллу уже только спустя 24 года для создания еще одной фрески –«Страшный суд». Рассказывают, что перерыв произошел по вине папы Юлия II, очень уж досаждавшего маэстро своими замечаниями (папа Сикст не дожил до завершения строительства).
В капелле довольно шумно, и это не удивительно – на глаз, при мне там было не менее тысячи человек. При этом многочисленные экскурсоводы пытались рассказать что-то своим слушателям, родители старались объяснить детям, какой шедевр они видят, многочисленные верующие молились, сидя на скамейках вдоль стен или прямо на полу. Тут же находились десятки студентов-художников, пытаясь все это изобразить. А среди всего это попадались отдельные одинокие личности, которые просто стояли и смотрели… некоторые даже плакали. Это было удивительно, какая сила исходила от этих картин. Я видел, как люди теряли сознание от обилия эмоций и впечатлений.
Но, всему есть свой предел… Я прошел километры залов, и чувствовал, что ноги мои растоптались на два размера, глаза не различают цвета, а мозг отказывается воспринимать и запоминать увиденное. «Нельзя объять необъятное» — это о музеях Ватикана. И я вышел на улицу. Мне предстояло вернутся к тому месту, откуда начиналась очередь – к площади святого Петра. Очереди уже не было, погода все еще оставалась пасмурной, и, не смотря на усталость, идти было совсем не трудно… Я обошел Ватикан, мимо главного входа и швейцарских гвардейцев (какие-то они мелкие) и уперся в колоннаду собора Святого Петра. Колонны стоят в несколько рядом, образуя стену, закрывающую площадь. Назначение этой стены понимаешь, когда выходишь на площадь – она ошеломляет. Ошеломляет настолько, что я не помчался сразу к огромным дверям собора, как все, кто вывалился на площадь одновременно со мной, а замер, прислонившись спиной к колонне. И тут вышло солнце. Засияли многочисленные витражи и купола, сразу стало теплее. И я спокойно направился к собору Святого Петра. Должен признаться, что я несколько промахнулся дверями и, пристроившись к небольшой очереди, попал сначала в папский пантеон. Не могу сказать, что меня это интересовало. Ну к чему мне, еврею и израильтянину, могилы тех, кто так или иначе призывал к уничтожению моего народа. Но людской поток нес меня мимо мраморных постаментов, украшенных золотом и камнями памятников. Именно могила последнего умершего папы отличается скромностью, хотя и ее скромной не назовешь. Народ целовал стеклянную перегородку, закрывающую вход к мощам Святого Петра, первого папы. Но я постарался выйти из этого мрачного зала как можно быстрее. Я прошел мимо гвардейцев и, пройдя сквозь огромные двери, вошел в самый известный собор мира. Кто только из знаменитых итальянских архитекторов не принимал участие в строительстве этого собора. Начинал строительство Донато Браманте, после его смерти продолжал работы Рафаэль, затем Перуцци, потом – Антонио де Сангалло. И, наконец, в середине 16-го века (1546-1564) строительством занимался Микеланджело. Он и разработал окончательный проект собора. После его смерти работы продолжил Джакоммо делла Порте, перестроивший купол. Но этом работы не закончились, собор продолжал достраиваться в течении столетий. Очень интересен тот факт, что это единственный в мире собор, чей алтарь обращен не на восток, а на запад. Собор огромен. Длина центрального нефа (зала) – 211.6 метра. На полу нанесены отметки, показывающие размеры других всемирно известных соборов. У последнего правого столба находится статуя святого Петра. По преданию, если дотронуться до ее ноги – будет вам счастье! 🙂 Поэтому медная нога блестит как золотая, отполированная миллионами прикосновений.
Собор этот так же трудно описать словами, как и музеи Ватикана. Лучше один (или даже не один) раз увидеть. Поражают размеры, богатство внутреннего убранства, картины и скульптуры. Даже появляется некоторая зависть — очень скромны иудейские синагоги в сравнении с великолепием христианских соборов и церквей. Ну, у нас красота внутренняя:) А если серьезно, то Ватикан — это как минимум день при правильной моральной и физической подготовке. Делайте домашние задания и вы сможете избежать лишних километров. Итак, людской поток вынес меня из собора на площадь… Рядом оказалось почтовое отделение Ватикана. И мне в голову пришла мальчишеская идея. Написать на стене собора «здесь был Боря» воспитание мне не позволило, а вот купить открытку с маркой почтовой службы римского Папы и отправить ее самому себе домой было весело. Особенно, учитывая, что я написал на открытке на «родном» иврите, что «ам исраель таки хай во веки веков». Надо было видеть глазки того монаха, который ставил мне штемпель на открытку, читая адрес. Казалось, еще секунда, и он поставит мне штемпель на лоб… я даже отодвинулся от окошка. Но все кончается. Кончился и мой поход в Ватикан. Теперь я точно знал, что хочу увидеть при следующем визите в Рим… ПЫСЫ раз: Я понимаю, что фотографии оставляют желать лучшего. Вот только вернувшись из Рима я понял, что давно пора купить хороший аппарат. ПЫСЫ два: Сегодня продолжения уже не будет..не успеваю
Comments