Последние 20-30 лет в Израиле существует устойчивое мнение, что 31-го декабря «русские» празднуют некий странный праздник «Сильвестр». Только последние 3-4 года израильская общественность усвоила новый термин – «новигод», хотя продолжает находиться в уверенности, что это тот же «сильвестр», только под другим майонезом.
Вопреки распространенному мнению, которое связывает (а иногда и путает) Рождество и канун Нового года, гражданский Новый год не является « христианским » праздником, так же как гражданский календарь не является « христианским », и точно так же, как еврейский календарь и названия наших месяцев не совсем « еврейские ». 1 января, как дата официального начала нового года, было введено с введением нового календаря в Риме в 45 г. до н.э. по приказу Юлия Цезаря. Этот календарь с тех пор известен как юлианский календарь и никак не связан с христианской религией.
В нашей стране новогодний гражданский известен под названием «Сильвестр», но если вы спросите американца, француза, китайца или турка, как называется этот праздник, он ответит просто: «Новый год». Название «Сильвестр» было широко распространено в нескольких европейских странах, в первую очередь в Германии,Польше, Литве, и д.р., то есть в странах, где проживал «цвет» ашкеназийского еврейства.
Почему же именно «Сильвестр»? Кто он такой, этот самый Сильвестр? Папа римский Сильвестр I родился в 3-м (нашей эры) веке в Риме в христианской семье. О жизни этого cвятого проповедника известно очень мало, Одна из легенд (возможно 5-го века), изложенная в анонимном сочинении «Акты Сильвестра» («Деяния Сильвестра»), связывает деятельность Сильвестра с обращением Константина в христианство: Константин будучи язычником проводил в Риме гонения на христиан и в качестве наказания заболел проказой. Император находит Сильвестра на горе Сарепта, Сильвестр крестит его и больной исцеляется. Позднее в эту легенду было добавлено следующее — в качестве благодарности император вводит привилегии для христиан, строит церкви, объявляет римского епископа главой духовенства, а затем передаёт Сильвестру и его преемникам власть над западной половиной Римской империи (Дар Константина). В расширенном виде легенда получила распространение в латинском, греческом и восточных изложениях.
Константин ведет под уздцы коня, на котором восседает папа Сильвестр — фреска в капелле Сан-Сильвестро (монастырь Санти-Куаттро-Коронати)
Согласно другой легенде, в 314-м году нашей эры, Святой Сильвестр изловил ветхозаветное чудовище — морского змея Левиафана. В католической среде считалось, что в 1000-м году этот библейский монстр вырвется на свободу и тогда наступит конец света. Однако, стараниями Святого Сильвестра этого не произошло, Сильвестр спас мир от библейской катастрофы. В этой легенде объединились образ Сильвестра I, убившего дракона в 314-м году, и Сильвестра II, считавшегося магом, противостоящего проискам дьявола, папа римский в 999—1003 годах.
Сильвестр был похоронен рядом с мучениками в катакомбах Присциллы, а 762-м году, при Павле 1-м, его останки были перенесены в Сан-Сильвестро-ин-Капите.
В изобразительном искусстве Сильвестр обычно изображается с книгой и тиарой, которые ему передаёт Константин, а также в сценах крещения Константина, на кресте в честь Елены, матери Константина. Наиболее известный цикл фресок XIII века, посвящённый Сильвестру I и истории «Константинова дара», находится в капелле Сан-Сильвестро римского монастыря Санти-Куаттро-Коронати.
Этот самый Сильвестр умер 31-го декабря. И в день завершения мирской жизни Сильвестра I, католики воздают ему молитвы и почитают этот день, как «День Святого Сильвестра». Католики наряжаются в праздничные маскарадные костюмы и называют себя Сильвестр-Клаусами (шутливый каламбур от Санта-Клаус). В ряде стран последний день уходящего года так и называют — «Сильвестром» и вопрос «Куда собираешься на Сильвестра?», по сути означает «Где планируешь отмечать Новый год?»
Каким же образом римский папа связан с евреями? В конце 19-го века в среде евреев-ашкеназов появляется легенда, рассказывающая о том, что папа Сильвестр 1-й выл гонителем евреев, и уничтожал их налево и направо. И день его смерти – 31-го декабря – стал праздником для всех евреев, праздником избавления от тирана и деспота.
Никаких документальных подтверждений антисемитских действий папы Сильвестра 1-го не осталось. Даже в уже упомянутой мною книге «Деяния Сильвестра» об этом не рассказывается. Возможно потому, что начиная с императора Диоклетиана (при котором родился Сильвестр 1й) гонения на евреев в Римской империи были обыденным явлением, а, возможно, и потому, что Сильвестр никаких евреев и не гонял. Сегодня мы этого уже, скорее всего, не узнаем.
Но… именно поэтому, возможно и придуманному поводу, евреи Центральной и Восточной Европы добавили себе в календарь еще один повод поплясать и выпить (и покушать).
И вопреки тому, что вы, возможно, думали, эти празднования не были начаты «русскими» евреями в «русских» ресторанах Ашдода и Петах-Тиквы в начале 90-х годов 20-го века. И даже не в богемных тель-авивских кафе в 50-х годах — их корни уходят в сердце польского еврейства, в Варшаву, столицу Польши, которая в начале 20-го века была городом с самым большим еврейским населением Европы.
Но даже тогда, как и в наши дни, эти празднования были подобны удару меча евреям с национальным сознанием и прямым телом. В Варшаве, где было большое количество театров и увеселительных заведений, добрые евреи встречали новогоднюю ночь с размахом, составляя «конкуренцию» добрым католикам. Еврейская и сионистская пресса, со своей стороны, конечно же, резко критиковала эти непристойные обычаи, которые с радостью переняли бедные «ассимиляторы». Вот, например, критика евреев, отмечающих праздники язычников в варшавских театрах и ресторанах, опубликованная газетой «Сирена» 3 января 1912 года: Как вообще можно сравнить «нашу» новогоднюю ночь с «их»?. В конце концов, праздники язычников имеют в себе «шум и блуд», в отличие от праздников Израиля, в которых «почитание и покорность» …
1912-й год! Сильвестр? То есть «русские» евреи тут не причем. Этот непонятный и забавный «Сильвестр» праздновался с размахом еще до образования Советского Союза, еще до появления Коммунистической партии и ее коммунистической пропаганды.
И все годы существования подмандатной Палестины, то есть 30-е и 40-е годы 20-го века, новогодний праздник с католическим названием отмечался евреями от Хайфы и до Иерусалима.
Варшава, 1928-й год
Изменилось ли это с образованием еврейского государства Израиль? Ни сколько. И в 60-е и в 70-е большинство израильских артистов (музыкантов и актеров) с удовольствием принимали участие в праздновании «Сильвестра», и никто не связывал этот праздник ни с партией НДИ, ни с Либерманом, ни с язычниками. Это был просто ПРАЗДНИК.
1934
гройсе сильвестр
И лишь в начале 90-х годов, испугавшись огромного количества «русских» евреев, опасаясь того, что теперь маятник власти может пошатнуться, некоторые «старожилы» начали настраивать израильтян старых, против израильтян новых. Так, всех русскоязычных женщин записали в проститутки, всех мужчин – в алкоголиков и коммунистов. Особенно усердствовали в этом, как это ни странно, наши бывшие соотечественники. Особенно те, кто там, в СССР преподавал в институтах марксизма-ленинизма, а здесь, в Израиле, спрятав партбилет за потрет Любавического ребе, объявили войну «атеистам» и гоям. И одним из поводов для этой войны был безобидный новогодний праздник с католическим названием «Сильвестр»
уже в Израиле
.
До Нового Года осталось 12 часов. И как бы его не называли, Сильвестр или Сталлоне, это просто праздник, праздник шампанского и майонеза, апельсинов и елки.
С Новым годом! И не забывайте, что наши праздники – это часть нашей жизни, часть нашей истории, наша связь с родителями и прошлым!!
Comments