«Базар меняет цвета без сожаления
Но не меняет цены.
Сходят с ума торгаши,
И нет ни мудрости тут и нет обмана» Наоми Шемер, «Песня о базаре»
(перевод ББ)
Я уж не знаю, о каком базаре рассказывает Наоми в своей песне. Мне кажется, точно не о самом известном тель-авивском рынке – «Кармель», о котором я уже как-то рассказывал. Нет, цвета свои рынок, конечно, меняет. И продавцы сходят с ума, захлебываясь в крике. Но вот с тем, что цены тут не меняются, и, тем более, с тем, что тут не обманывают, я точно не согласен. Может Наоми Шемер все-таки имела ввиду какой-то лондонский рынок? Или, все-таки, тель-авивский, но 20-х годов прошлого века? Ладно, оставим это на совести автора. Я ее все равно люблю. И чтобы окончательно внести ясность в «дело о тель-авивских базарах», я собираюсь рассказать про все городские рынки, незаслуженно мною «обиженные». И прежде всего, я решил кое-что напомнить моим уважаемым читателям, перемежая уже известные истории еще нерассказанными.
Рынок Кармель – это нескончаемый праздник. Почти километр прилавков, овощи и фрукты, мясо и рыба, сыры и приправы, одежда и товары домашнего обихода и люди – все вместе складывается в необыкновенную мозаику. Не случайно практически все гости города считают своим долгом посетить это колоритное место.
Рынок Кармель, созданный русскими евреями в 20-х годах прошлого века (если уж совсем точно – украинскими евреями, так большая часть из них была из Одессы) в первые годы своего существования даже назывался «Русским». Но когда быстро растущий Тель-Авив поглотил дома одесситов, проживавших вдали от города, улице было дано название Кармель, которое со временем «приклеилось» и к рынку. И сегодня многие даже не подозревают, что название рынка – это название его центральной улицы. Почему именно центральной? Да потому, что рынок давно поглотил и все примыкающие к улице Кармель переулки и тупички.
Рынок Кармель видел на своем веку много веселья, но и трагедий он видел не меньше. В конце 30-х начале 40-х годов (прошлого века), когда заселенный арабами Яффо угрожал еврейскому Тель-Авиву день ото дня, по южной оконечности рынка проходила линия фронта. Там даже стояли таблички – «Осторожно – стреляют!» или «Враг тебя видит!»*
И борьба за независимость от Британии не прошла мимо рынка Кармель. За остропахнущими прилавками, в неприметном здании рядом с улицей Хаим Хабшуш в начале 40-х «пряталась» подпольная радиостанция организации Лехи. Подпольщики предполагали, что шум и запахи восточного базара будут надежным прикрытием от агентов британской секретной полиции. Но они ошибались. Британцы с помощью радиолокаторов точно вычислили дом на улице Кармель, в котором, прямо над овощным киоском, и располагалась подпольная радиостанция. Они ворвались в импровизированную студию прямо во время очередной передачи. Были арестованы трое сотрудников, в том числе и молодая ведущая. Состоялся суд, и девушка была приговорена к тюремному заключению сроком на 9 лет. Звали ее Геула Коен, и было ей тогда всего 21 год. **
Но, это лишь страничка нашей истории. А рынок живет настоящим. Он кипит и бурлит. Цены на рынке Кармель – вне конкуренции, а вот качество… Одежда, очки, часы, кожгалантерея – все это продается под крики о том, что все товары оригинальные, «прямо из ФранцииИталии», но не нужно даже в руки брать эти изделия, чтобы понять, что делают их тут же, на втором этаже, над прилавком. Зато овощи и фрукты – «оригинальные». Всегда свежие и всегда по приемлемым ценам. Соотношение качество-цена на базаре Кармель привлекает сюда и домохозяек и владельцев самых престижных ресторанов Тель-Авива. Среди городских торговцев даже существует негласный индекс «Кармель». Конечно, он не используется на рынке ценных бумаг, но зато широко используется в сделках оптовиков по всей стране.
Где еще можно купить товары за один шекель? Ручку для школьника, тетрадки или ластики, зажигалку или чашку? Только на Кармеле. И среди покупателей не только школьники, желающие сэкономить деньги, которые выдали родители на канцелярские товары, для покупки мороженного. Тут не мало и владельцев канцелярских и галантерейных магазинов, покупающих товары за шекель, чтобы завтра продать их за два.
Но, как я уже говорил в начале рассказа, на рынке Кармель надо быть осторожным. Иначе, купленные вами часы будут показывать точное время только два раза в сутки, а «фирменная» футболка в оригинальной упаковке окажется без спины и рукавов. Покупая джинсы – убедитесь, что штанин две, а покупая обувь, не верьте надписи «кожа», и проверьте качество. Иначе новые туфли расползутся еще до первого дождя.
И все-таки… не надо бояться Кармеля. Спрячьте свой кошелек подальше от многочисленных карманников и отправляйтесь туда. Лучше всего — в пятницу. Потолкайтесь в толпе, подышите «народом», наступите кому-то на ногу или на раздавленный помидор. Купите себе шуарму в очередной басте***. Даже если вы и не будете ее кушать (а зря), зато понаблюдаете, как колдует продавец, этот волшебник ножа и вилки, втискивая в лафу**** или в питу невтискиваемое количество мяса, солений и жареной картошки.
Прислушайтесь к крикам и шуму. Мелодия Кармеля достойна оперы. Погрузитесь в Кармель и, может быть, он вас примет….
рынок кипит
шумит
бурлит
совсем иная картина в субботу….
А много лет назад были и такие лавки на рынке Кармель
Вход на рынок Кармель со стороны улицы Алленби, 1941-й год
Примечания:
*речь идет о стрельбе арабских снайперов с крыш домов арабской деревни Маньшия.
** Геула Коен так и не отбыла положенный срок – через несколько месяцев она сбежала из тюрьмы.
*** прилавок, лавка
**** арабская лепешка, в которую можно завернуть еду. Эдакая съедобная тарелка.
Comments