Я уже как-то рассказывал о такой тель-авивской достопримечательности, как клуб «Лоренцо». Как известно, из истории факты не удаляются, даже если это и не самые лицеприятные факты. В истории нашего города случались такие прецеденты. Как впрочем, и в истории любого цивилизованного города, ведь история города – это, прежде всего история населяющих его людей. Так вот, после моего предыдущего рассказа, мне задавали много вопросов, связанных с историей этого заведения. И я, наконец, собрал достаточное количество материала, чтобы поделиться с вами, мои читатели.
Самым первым из немецких колонистов-темплеров, купившим землю в Яффо был Франц Лоренц. В 1886-м году он приобрел три земельных участка. На двух из них, располагавшихся между Яффо и деревней ветеранов египетской армии Абу Кабир, были заброшенные виноградники, а на третьем, находившемся на окраине Яффо, стоял заброшенный одноэтажный дом, покинутый арабской семьей более ста лет назад.
Лишь в 1909-м году, сын Франца Лоренца – Курт, решил заняться заброшенным домом. Прежде всего, он достроил еще один этаж, укрепив предварительно дом металлической конструкцией, которую по его чертежам изготовили на сталелитейном заводе в Марселе. (Как и большинство домов Яффо и Неве-Цедек, этот дом тоже был построен из песчаника.) Рядом со старым домом (сегодня это дом 55 на улице Эйлат) он построил новый, тоже двухэтажный, в который и переехал из германской колонии, как только строительство было закончено. Два этих дома Курта Лоренца были первыми электрифицированными зданиями в Яффо – генератор, работающий на нефти, был привезен из Австрии.
В старом здании Курт открыл кафе, однако в начале 20-х годов он перевел кафе в дом, в котором жил, а бывшее здание кафе перестроил, выведя главный вход с улицы Эйлат (тогда эта улица называлась «Шхемская дорога») и разделив территорию между зданиями высоким забором. Все это Курт Лоренц сделал не просто так – взяв в партнеры еще двух тель-авивцев, он открывает в этом здании ночной клуб «Лоренцо». А весь первый этаж дома, в котором проживал Курт (сегодня это дом 57 на улице Эйлат) был отведен под кафе, не менее роскошное, чем соседний ночной клуб. В первые годы британского мандата это кафе было одним из самых популярных в Яффо. А ночной клуб «Лоренцо» стал еще одной тель-авивской достопримечательностью, и не было в те годы в городе ни одного поэта или писателя, не посвятившего этому заведению несколько строк. Шай Агнон описал этот клуб в книге «Вчера-позавчера», Менахем Шенкин посвятил ему ругательную статью в газете, которая привлекла еще больше посетителей. Плохая реклама – тоже реклама.
Но зато соседнее кафе было настоящим «очагом культуры». Официанты – только мужчины, стандартная немецкая кухня, с преобладанием копченного свиного мяса и целых ТРИ сорта пива. Да-да, три сорта пива, которое специально доставляли из Германии – всем известный и сегодня «францисканер», а также малоизвестные в Израиле сорта «лаубан» и «шпатен».
Курт Лоренц, страстный любитель кинематографа, еще строя свой дом, предусмотрел на втором этаже небольшой кинозал. Именно для этого он и приобрел электрический генератор. А в 1925-м году Иерушалаим Сегаль открывает в здании кафе кинотеатр «Кесем». У Сегаля уже был один кинотеатр в Яффо – «Авариус». И опасаясь, что Курт Лоренц составит ему конкуренцию, он арендовал все здание, вместе с киноустановкой и генератором. Чтобы «разделить» публику в двух своих кинотеатрах, Сегаль придумал оригинальный коммерческий прием – если в его первом кинотеатре «Аквариус» шли фильмы с титрами на английском или немецком языках, то в «Кесеме» рядом с тапером (пианистом) сидел человек, озвучивавший фильмы на идише. Чаще всего фильмы озвучивал Давид Этингер, один из немецких колонистов-темплеров, проживавший рядом и в совершенстве владевший языком идиш.
Иногда в помещении кинотеатра «Кесем» ставились и самодеятельные театральные постановки на идише. Самыми популярными постановками были «Бар Кохба» и «Шломит» . Время этих постановок совпало с началом молодежного движения «Иври – дабер иврит!» (Еврей – говори на иврите!) – которое боролось с такими «пережитками» прошлого, как языки идиш, ладино и другими, на которых говорили евреи, приехавшие из разных стран. Юные хулиганы, влекомые благородной целью, не раз срывали спектакли любительской труппы, бросая камни в окна здания. В конце концов Иерушалаим Сегаль, устав бороться с «пропагандистами иврита», отменил постановки на идише.
А ночной клуб «Лоренцо», отделенный забором от культурной жизни, просыпался на закате, и, сверкая яркими цветными фонариками, призывал приобщиться к совсем иной культуре. За тяжелыми бархатными шторами, через которые не пробивался блеск ночной жизни, развлекались офицеры британской армии, состоятельные тель-авивцы и гости города. У дверей клуба всегда стояли два здоровенных черкеса (или арабы, одетые в черкесские костюмы), уже своим видом отпугивая случайных посетителей. Между прочим, система контроля в клубе «Лоренцо» была на высшем уровне – в клубе никогда не случались эксцессы.
В 1948-м году оба здания были конфискованы, в качестве германского имущества, и в них разместился комплекс для отдыха солдат Армии Обороны Израиля. Управление строительства ЦАХАЛа произвело множество изменений в этих зданиях и они утратили первоначальный внешний вид. В 1965-м году ЦАХАЛ покинул эти здания и они были законсервированы, как военное имущество до 1992-го года. Лишь в 1992-м году в здания «вернулись» люди – там были открыты магазины и мастерские. Нынешний владелец зданий – фирма «Шехтер» по окончании реставрации здания и открыла в нем Центр Еврейской Культуры.
Comments