…опять обсуждают Израиль в гаагском суде. Опять и, к сожалению, я этом уверен, не в последний раз. Про последний раз нам знать не дано, а вот про первый – я могу рассказать. Было это давно, но было тут, совсем недалеко.
Нужно… перейти на другую сторону улицы Менахем Бегин, которую все еще по привычке называют дерех Петах Тиква (дорога на Петах Тикву – старое название улицы Менахем Бегин). Да, да, просто перейти на другую сторону улицы и мы окажемся в Рамат Ха-Шароне, одном из самых первых кварталов Тель-Авива. Этот квартал, пожалуй, один из самых маленьких по занимаемой площади, расположен между улицами Менахем Бегин, Алленби, Иехуда Халеви и Ракевет. А история его началась давно, задолго до появления самого Тель-Авива и связана она с гаагским судом
Еще со Средних веков земля, на которой сегодня находится квартал Рамат Ха-Шарон, принадлежала богатому яффскому семейству арабов-христиан по фамилии Рук. В начале 19-го века "наполеоновская" эпидемия нанесла удар и по этому семейству – чума унесла почти половину семьи. И оставшиеся в живых члены этой семьи решили продать часть своих земель, разделив между собой вырученные деньги. (В 1850-м году Яффу посетили ученые из Английского географического общества. В беседе с ними представитель этой семьи рассказал, что семья Рук происходит еще от первых крестоносцев, оставшихся в Палестине еще в 12-м веке.) Принадлежащая им земля была разделена на небольшие участки, которые были куплены жителями Яффы и прилегающих поселений для сельскохозяйственных нужд.
Визит британских ученых не прошел для Палестины даром – многие христиане на далеком прохладном острове начали всерьез задумываться о том, чтобы переехать на Святую землю, теплую и благодатную. И в середине 50-х годов 19-го века, одними из первых, прибывает в Яффу группа христиан из английского города Лестер. Группу возглавил лестерский священник Альфред Августус Айзикс. Англичане поставили перед собой трудную, но вполне конкретную задачу – создать поблизости от Яффы «показательное хозяйство», то есть такую ферму, которая могла бы служить примером. Таким образом, они хотели привлечь сюда инвесторов и потенциальных покупателей и, естественно, заработать на этом.
В ноябре 1856-го года лестерский священник покупает у жителя Яффы Мануэля Каалиса (одного из тех, кто купил землю у семьи Рук) участок в 36 дунамов, расположенный рядом с Новой неапольской дорогой. Да, да – именно Новая неапольская дорога, причем речь вовсе не идет об Италии. Еще во времена крестоносцев город Шхем получил новое название – Неаполь, так как там, на длительное время остановился отряд итальянских рыцарей. Позже, по окончании войн, крестоносцы покинули Святую землю и в Шхем-Неаполь пришли арабы. Они то и переделали название "Неаполь" на арабский лад, и город стал называться Наблус. А дорога, которая вела из Яффо в этот город, стала называться у евреев "Шхемская дорога", а у арабов – "Новая неапольская дорога". С появлением еврейского поселения Петах-Тиква (Врата надежды), эта дорога тоже изменила свое название и стала называться "дорогой на Петах Тикву" или на иврите – дерех Петах Тиква. Это была довольно оживленная по тем временам дорога, поэтому англичане и купили участок в непосредственной близости от нее. Участок этот был уже обработанный – там были вырыты колодцы и оросительные канавы, построены несколько хозяйственных зданий. Участок был также частично засажен фруктовыми деревьями – там росли апельсины, яблоки, груши, лимоны и гранаты. Так что англичанам не пришлось начинать на голом месте. Но, тем не менее, им потребовались квалифицированные специалисты. И в марте 1857-го года по приглашению священника Айзекса на ферму прибывает агроном из Англии, мессианский еврей Пол Гершон (Мессианский иудаизм — религиозное направление евреев-христиан (и не-еврее)в, последователи которого веруют, что Йешуа (Иисус Христос) является Сыном Божьим и Спасителем всего человечества, приход которого был обещан пророками, и признают Священным Писанием только Библию).
Гершон заново обработал участок, вырыл несколько новых колодцев, проложил новые каналы для орошения, устроил два загона для овец и построил большой каменный жилой дом. После этого он вызвал из Англии свою семью. Под его руководством ферма действительно стала выглядеть как "показательная", и туда приводили желающих приобрести землю в Палестине. Воодушевлённый успехом Гершон выкупает у Айзекса права на владение фермой с условием, что ферма остается "показательным хозяйством".
Однако, работа на земле – это тяжкий и постоянный труд. Через 12 лет Пол Гершон устал бороться со сложностями жизни на ферме, коих было вовсе не мало, и продал права на управление хозяйством иерусалимской общине мессианских евреев – Hebrew Christian Aid Society (HCAS).
Новым управляющим показательной фермы был назначен проживающий в Яффе выходец из Германии Яков Скингер. Как только был подписан договор, он рьяно взялся за дело. Но ряд его решений вовсе не понравились руководству HCAS и между ними начались трения, со временем только усиливавшиеся. Через три года договор о найме управляющего был расторгнут. За эти три года Скингер вложил в ферму немало своих сил и средств, вызвал свою семью из Германии. Конечно же, расторжение договора ему вовсе не понравилось, и он обращается в суд. Причем не в Яффе или в Иерусалиме, и даже не в Стамбуле – он обращается в суд в Гааге, в тот самый международный суд. И так в документах гаагского суда впервые появляются названия Яффа и Иерусалим.
Суд пытался разобраться с ситуацией в течении… более чем 20 лет. Все эти годы Яков Скингер продолжал управлять фермой, но без особого успеха, не вкладывая слишком много средств и усилий, так как боялся, что в любой момент суд может вынести решение не в его пользу. В конце концов, хозяйство обанкротилось, и в 1900-м году было продано… яффскому семейству Рук. Круг замкнулся.
Братья Рук – Альфонс, Альфред и Александр – сдавали бывшую ферму сначала нескольким семействам арабов из египетской деревни Абу Кабир, а потом евреям из Яффо и Неве Цедека. Но в 1922-м году они неожиданно продают этот земельный участок со всем, что на нем находилось, еврейскому кооперативу под названием "Совет владельцев показательной фермы". Руководил этим советом Йосеф Роках, старший сын основателя поселения Неве Цедек Шимона Рокаха (и старший брат Исраэля Рокаха, заместителя Меира Дизенгофа, будущего мэра Тель-Авива). В этот раз ферму купили именно для того, чтобы на этой земле построить еще один квартал стремительно растущего молодого Тель-Авива.
Очень быстро новый квартал становится одним из самых популярных и востребованных в городе. Там все еще сохранилось множество фруктовых деревьев, дающих и урожай и тень, кроме того, благодаря тому, что участок находится на возвышенности, он продувается ветром, и это, конечно, было очень важно для первых жителей, в до-кондеционерную эпоху. В квартале селятся состоятельные люди, что сказывается и в целом на его развитии. Младший из братьев Рук – Александр, тоже строит дом на бывшей "своей" земле. Молодой квартал получает свое первое название – "Ир Шалом" (Город Мира). Но в скором времени название было заменено на "Рамат Шалом" – "Высота мира или Возвышенность мира", видимо первое название показалось жителям слишком претензионным. Но в середине 20-х годов за этим кварталом прочно закрепилось название "Рамат Ха-Шарон". Сегодня нет единой версии, откуда происходит новое название. Исраэль Роках в своей книге о Тель-Авиве рассказывал, что название появилось потому, что возле нового квартала та самая старая дорога, о которой я уже рассказывал, разветвлялась на две – на дорогу к Петах Тикве и на дорогу к немецкой колонии Сарона, которую на иврите называют Шарона. Однако, известная исследовательница истории Тель-Авива Шуламит Видрих в своей книге рассказывает иную версию – свое название квартал получил потому, что дорога на Петах Тикву и на Шхем (Наблус) является дорогой в округ Ха-Шарон.
Сегодня уже и не так важно, почему этот квартал был назван "Рамат Ха-Шарон", тем более, что и название это знают и помнят только старожилы Тель-Авива. Квартал неплохо сохранился и донес до нашего времени атмосферу 20-х годов прошлого века. Кроме того, именно Рамат Ха-Шарон был первым электрифицированным кварталом Тель-Авива, так как именно тут была построена первая тель-авивская электростанция – как раз там, где и была эта пресловутая «показательная ферма». Даже здание, в котором проживала семья Якова Скингера, сохранилось и в нем сегодня размещен директорат Электрической компании Израиля - Хеврат Хашмаль.
А что же гаагский суд? Свое решение по делу Скингера гаагский суд так и не вынес до сих пор! Это если бы речь шла об осуждении евреев, решение было бы быстрым, а так…. Но это уже совсем другая история.
Примечание:
Международный суд ООН в Гааге был создан в 1946-м году. Но он создавался не на пустом месте. В 1920-м году Лига Наций создает «Постоянную Палату международного правосудия», и как раз именно эта палата создается на базе международного отделения голландского суда в Гааге, созданного в 1870-м году.
コメント