top of page
Поиск
Фото автораБорис Брестовицкий

Кладбище на улице Трумпельдор. Часть первая.

Тель-Авив не перестает нас удивлять. Я уже рассказывал о том, что первая тель-авивская школа появилась задолго до того, как был построен сам город. И первое тель-авивское кладбище тоже появилось за долго до строительства первых домов.

В 1902-м году в Яффо началась эпидемия холеры. У еврейской общины и так проблемы с захоронением, а во время развивающейся эпидемии и подавно. Хотя смертность среди арабов была намного выше, но и евреев холера тоже не щадила. 28 октября 1902 года скончался Аарон Бен-Моше Сидис, первая жертва холеры. Его похоронили на яффском кладбище, но Шимон Роках, председатель совета еврейских общин Яффо, обратился к турецкому наместнику с убедительной просьбой, разрешить строительство еще одного еврейского кладбища. Когда необходимое разрешение было получено, на небольшом отдалении от города за 50 мажидо (турецкая монета тех времен) был куплен участок земли в 12 дунамов. Участок был записан на «Специальный комитет по делам ашкеназийской и сефардской общины».

И второй умерший от холеры – Шмуэль-Давид Гершин-Зен 10 ноября 1902-го уже был похоронен на новом еврейском кладбище. Через два дня там же была похоронена Нишка Блумберг-Мельцер.

По принятому в те времена обычаю, чтобы прекратить эпидемию, необходимо было выполнить два обряда на кладбище, где похоронены жертвы этой эпидемии. Во-первых – в специальной могиле хоронили свиток Торы, а во-вторых, на кладбище нужно было исполнить обряд бракосочетания сирот.

Так и было сделано. В конце ноября 1902 го года был захоронен свиток, а через день на кладбище под звуки барабанов прошла свадьба сразу двух сестер-сирот – Шанир и Ционы Балиш, которые вышли замуж за Моше Галзена и Ихию Ринги.

Не знаю, верите ли вы в чудеса, но эпидемия… прекратилась.

В дальнейшем, кладбище стало обычным местом захоронения евреев.

(Во время этой эпидемии огромную помощь больным холерой оказали монахи-темплеры, проживавшие в колонии «Сарона»)

Сегодня кладбище разделено на три участка. Участок «Алеф» — северо-западный, самый старый. Именно там находятся первые захоронения, в том числе и умерших от эпидемии холеры. Участок «Бет» — центральный, возле центральных ворот. На этом участке находятся братские могилы. И участок «Гимел» — юго-восточный, на котором захоронены знаменитые деятели искусства и политики.

Я начну свой рассказ с братских могил, в которых захоронены жертвы погромов в Тель-Авиве-Яффо.

Первого мая 1921-го года члены еврейского профсоюза «Гистадрут» и коммунисты Тель-Авива решили провести демонстрацию, посвященную всемирному празднику трудящихся. Когда колонна демонстрантов, вышедшая из центра Тель-Авива, приблизилась к Неве-Шалом, арабы Яффо неожиданно стали забрасывать их камнями. Постепенно беспорядки разгорались все сильнее и сильнее, арабы громили и грабили еврейские магазины и лавки в Яффо, Около полудня толпа арабов, вместе с вооруженными арабскими полицейскими ворвалась на территорию «Дома репатриантов» на улице Яфет 34 и наткнувшись на сопротивление, растерзала 13 человек. Среди которых были и все семья Черкесских – управляющих этим учреждением. Вмешательство британцев спасло жизнь остальным постояльцам. Но на следующий день беспорядки продолжились. Толпа беснующихся арабов напала на ферму семьи Яцкер, расположенную возле Абу-Кабир(в районе сегодняшней улицы Кибуц Галуйот 120), и убили всех, находившихся там. Среди убитых были члены семьи – Иегуда Яцкер, его сын Авраам и зять, молодой писатель Цви Шац, вместе с женами. В эти дни у Цви Щаца гостили еще несколько молодых писателей – Йосиф Левиодор, Цви «Гогиг» Бергегрин и Хаим-Йосеф Бренер, которые тоже были убиты. Но, почему-то, долгое время считалось, что эти молодые поэты были убиты в «Доме писателей» в Неве-Цедек.

Всего за два дня погромов в Тель-Авиве –Яффо было убито 47 евреев и ранено 146. Именно эти 47 и были похоронены в первой братской могиле.

Во второй братской могиле похоронены жертвы беспорядков 29 года. В начале августа 1929 года большая часть английского мандаторного правительства выехала в Лондон на летний отпуск. Одновременно с этим часть руководителей еврейского ишува выехала на очередной сионистский конгресс. Этого совпадения арабы ждали очень давно. 23 августа того же года начались погромы по всей стране. Первоначально причиной погромов стал давний спор из-за перегородки между мужской и женской частью Стены Плача. 133 человека были убиты, более 300 – получили ранения разной степени. Узнав о беспорядках, Хаим Вейцман, который находился в Лондоне, очень долго добивался аудиенции у верховного губернатора Палестины лорда Пасфилда. Но лорд принял его довольно прохладно, хотя и приказал британской армии навести порядок в Палестине. Позже была назначена специальная комиссия для расследования причин беспорядков. Результаты расследования были обнародованы 31 марта 1930 года. В отчете комиссии говорилось о том, что арабы несут ответственность за беспорядки, в том числе и главный муфтий. Но большинством голосов, два против одного, комиссия отвергла выводы о том, что мятеж был тщательно спланирован и подготовлен. Более того, в качестве основной причины трагедии комиссия рассматривала «усиление враждебности арабов по отношению к евреям вследствие общей разочарованности в политическом процессе, неудовлетворенности их национальных чаяний и опасений за свое экономическое будущее». В качестве эффективной меры по защите арабского населения было предложено ограничить еврейскую иммиграцию.

Английским солдатам удалось навести порядок, но не навсегда. 19 апреля 1936 года вновь вспыхнула волна беспорядков. Они начались в Яффо и прокатились по всей стране. В этот раз причиной беспорядков стали «слишком жесткие меры, принимаемые британской жандармерией» Но начав с солдат, беспорядки перекинулись на мирное население. Жертвы этих беспорядков похоронены в третьей братской могиле.

Share this:

0 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page