Вместо вступления.
Я очень часто слышу рассказ о том, что каждого правоверного мусульманина в раю ожидают 72 девственницы. Каюсь, долгое время и я сам в это искренне верил и даже рассказывал об этом на своих экскурсиях. Кроме того, я часто слышал от мусульман и о том, что эти самые 72 девственницы будут наградой не всем правоверным мусульманам, а только мужчинам и только шахидам. «Шахид» - если кто-то не знает, это мученик, отдавший свою жизнь во имя Ислама. И тут сразу возникает вопрос…
Слово «шахид» вовсе не означает «мученик» или «самоубийца» или «камикадзе». Оно переводится как «свидетель». Шахидом называют того, кто отдал свою жизнь и умер, произнося «шаиду» - свидетельство, клятву в том, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад – пророк его.
Короче – вопросов у меня было много…. Сколько девственниц, кому они обещаны, обещаны ли, девственницы ли. Я бы подождал с этими выяснениями, но…
Но именно сейчас (а я пишу это 31 октября 2023 года), когда израильская армия вошла в Газу, чтобы раз и навсегда покончить с террористическим движением ХАМАС, вся эта история с 72 девственницами становится как нельзя актуальна. И я решил разобраться в этом вопросе - насколько это соответствует тому, что утверждает или обещает священная книга мусульман - Коран. Коран у меня есть, в нескольких разных переводах, поэтому, подумал я, это не должно быть большой проблемой. И сразу хочется предупредить всех читающих меня мусульман – я вовсе не собираюсь высмеивать священную книгу, и я готов к любым уточнениям, поправкам и к адекватному диалогу.
Начнем с самого простого – что собой представляет Коран? Коран – это главнаясвященная книга мусульман. Заметьте – главная, а не единственная. Согласно утверждению в самом Коране, он ниспослан пророку Мухаммаду в виде откровений. Не в виде текста, как еврейская Тора (Ветхий Завет), полученный Моисеем непосредственно от Бога на горе Синай, а именно в виде откровений.
Коран состоит из 114 глав, называемых сурами, а каждая глава состоит из стихов, называемых «ая» или «айя», во множественном числе – «аят». Количество аятов в сурах разное и, в зависимости от версий Корана, может колебаться от 6204, 6214, 6219, 6225, 6236 и даже 6600. Почему так – отдельная история, и я расскажу как-нибудь в другой раз.
Так как Коран написан художественным языком, языком метафор и аллегорий, понять его человеку несведущему совсем не просто. Поэтому в исламе существуют так называемые «муфассиры» - толкователи Корана. Обычно это люди образованные, в совершенстве владеющие литературным арабским языком, хорошо знающие Коран и его предысторию, и обладающие аналитическими и дедуктивными способностями. Так как «муфассиры» не являются членами Международного Союза Муфассиров, и не обмениваются информацией между собой, то трактования «аятов» разными муфассирами очень отличаются друг от друга. Я в своих исследованиях пользовался толкованиями знаменитого саудовского муфассира Абу Абдуллаха Абдуррахмана ибн Насир ас-Саади, жившего в 20-м веке, человека очень образованного, автора более чем 40 книг по исламу. В дальнейшем, чтобы не повторять его столь длинное имя, я буду использовать принятую короткую форму его имени «Абдуррахман ас-Саади» и ссылаться на его толкование Корана в переводе Эльмира Кулиева. (Ну вы же не думаете в самом деле, что я настолько хорошо владею арабским, чтобы самостоятельно читать Коран и его толкования на языке оригинала).
Часть 1. Что нам расскажет Коран?
Теперь, когда мне, как я надеюсь, удалось убедить читателя в серьезности моего исследования, можно перейти к предмету изысканий.
Сура 44 (она называется «Дым»), аят 51: 44:51 Воистину богобоязненные пребудут в безопасном месте,
44:52 В райских садах и среди источников.
44:53 Они будут облачены в атлас и парчу и будут восседать друг против друга
44:54 Вот так! Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми девами.
44:55 Там они будут просить любые фрукты, будучи в безопасности
Девы? Девственницы? Может быть! Но все-таки в арабском оригинале используется слово «хури», которое в русский язык пришло из таджикского в виде слова «гурия». Гурии в самом Коране описаны как «существа различных цветов, созданных из шафрана, мускуса, амбры, имеющих прозрачную кожу и тело, усыпанное драгоценностями». О их количестве сура «Дым» ничего не рассказывает.
Слова «дева» или «девственница» в этой суре не встречаются. Но, тем не менее, так как мне рай все равно не светит, я позволю себе кощунство – заниматься сексом с «существом», сделанным из шафрана и мускуса мало приятно. У меня на шафран вообще аллергия. А когда я представлю, что кожа «существа» прозрачна, и видно, что там внутри – даже страшно. Кроме того, есть большая вероятность поцарапаться о драгоценные камни.
Но, это мое личное кощунственное мнение. А что нам говорит Абдуррахман ас-Саади? А пишет он буквально следующее: аят 44:53 Они будут носить одежды из зеленого шелка: нежного атласа и грубой парчи. Каждый найдет себе убранство по вкусу. Они будут восседать друг против друга, их души обретут покой, а на лицах будет бесконечная радость. Они будут питать друг к другу самые прекрасные чувства и любовь, и будут относиться друг к другу с почтением и уважением.
Ну, про почтение и уважение все более-не менее понятно, но вот «питать к другу любовь» - я все-таки лучше с прозрачной гурией. Очень надеюсь, что моя жена до этого места не дочитает.
А мы продвигаемся дальше.
Сура 55 – «Милостивый».
55:55 Там будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн.
55:57 Они подобны рубинам и кораллам.
55:70 Там есть девы хорошие, прекрасные.
55:72 Они - черноокие и большеглазые, удерживаемые в шатрах.
55:74 С ними прежде не имели близости ни человек, ни джинн.
В этой суре говорится о райских садах, в которых таки будут девственницы, но ни одного намека на то, что эти девственницы будут наградой праведным. Вполне возможно, что девы, не знавшие близости, просто украшение райского сада.
Следующая сура, в которой мы снова встретимся с девами, это сура 56, или сура «Событие»: 56:01 Когда наступит Событие…
56:07 вы разделитесь на три группы…
56:15 Они будут лежать на расшитых ложах
56:16 друг против друга, прислонившись
56:17 Вечно юные отроки будут обходить их
56:18 с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком (прозрачным вином),
56:19 от которого не болит голова и не теряют рассудок,
Так, стоп! Отроки? Вино? Мальчики и алкоголь? А где девушки?
56:22 Их жёнами будут черноокие, большеглазые гурии,
56:23 подобные сокрытым жемчужинам.
Так, опять большеглазые гурии? И опять без количества. Но зато вино и. мальчики присутствуют. И даже великий «муфассир» подробно на вине и на мальчиках остановился в своей трактовке: «Им будут прислуживать молодые и красивые отроки, которые будут выполнять все желания праведников. Эти отроки подобны сокрытым в раковинах жемчужинам, которые никогда не теряют своей красоты и своего великолепия. Аллах даровал им вечную молодость, и поэтому райские отроки не взрослеют, не стареют и не изменяются в лице. Они обходят обитателей Рая с чашами, то есть сосудами без ручек, и кувшинами, то есть сосудами с ручками, а также кубками с прекрасным вином, лишенным каких-либо недостатков. Оно не вызывает мигрени, и обитатели Рая не теряют от него рассудок и самообладание, как это происходит после употребления вина и алкоголя в мирской жизни. Это означает, что все райские блага, которые похожи на некоторые земные удовольствия, лишены тех недостатков, которые присущи благам в земном мире. Всевышний сказал: «Вот описание Рая, обещанного богобоязненным! В нем текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется, реки из вина, дарующего наслаждение пьющим, и реки из очищенного меда». Всевышний подчеркнул, что райское вино не только дарует наслаждение пьющим, но и не имеет всех тех недостатков, которыми обладает вино на земле.»
Но мы никак не разобрались пока ни с количеством, ни с качеством гурий, я уже не говорю об их девственности, а мальчики только всю эту картину путают. А еще никак не понятно – кого именно ждут эти гурии и мальчики?
Идем далее?
Сура 78 (Весть): 78:31Воистину богобоязненных ожидает место спасения,
78:32 райские сады и виноградники,
78:33 и полногрудые сверстницы,
78:34 и полные чаши.
Виноградники и сверстницы с, пардон, большими сиськами? Сверстницы? А если праведнику 72 года, то его ждет большегрудая 72-летняя дама? Давайте обратимся к Абдуррахману ас-Саади? Как он это трактует?
«После упоминания о судьбе грешников Аллах сообщил об исходе, который ожидает богобоязненных рабов. Они страшатся гнева своего Господа и повинуются Ему, и поэтому им уготована благодатная спасительная обитель, в которой они будут далеки от Геенны. В этой обители они найдут сады со всевозможными цветущими и плодоносными деревьями и виноградники, среди которых текут ручьи. Аллах особо упомянул виноград из-за его многочисленных достоинств и изобилия в Райских садах. Там их ожидают жены, отвечающие всем требованиям человеческой души. Они будут молоды, а их груди не будут спадать от их молодости, силы и здоровья. Обитатели Рая будут в самом расцвете своей молодости, в возрасте тридцати трех лет, и хорошо известно, что супруги-сверстники обычно живут в любви и согласии. Они будут наслаждаться выдержанным вином, доставляющим пьющим его одно удовольствие.»
Ну вот, слава Аллаху, прояснилось – все-таки всем жителям рая будет 33 года. Всегда и навсегда. Соответственно и дамам тоже.
Я могу привести еще несколько примеров, но все эти примеры объединяют несколько фактов. Ни в одном из них нет никакого упоминания о:
- количества дам (гурий);
- об их девственности, во всяком случае о девственности тех, которые обещаны в качества награды;
- о получении этих гурий в качестве награды за мученическую смерть. Во всех случаях речь идёт о праведниках, а не о мучениках. В ряде аятов употреблены слова «хури» или «хурун», а также однокоренные им слова, которые во многих аятахявляются частью словосочетания «ясноглазые гурии».
И вот тут обнаруживается еще одна интересная версия (трактовка). В начале XXI века были попытки трактовать это слово как результат неверного восприятия слова «хур», переводимого как «белый изюм». Дело в том, что в раннем арабском не было знаков огласовки и диакритики, и это даёт возможность сомневаться в правильной их расстановке в более поздних изданиях. Однако данная версия, которую популяризовал немецкий профессор Кристоф Люксенберг (никакой информации об этом профессоре я не нашел), скорее использование игры слов в арабском языке. Даже если допустить, что стимулом попадания в рай может быть белый изюм, всё равно сложно представить этот продукт с глазами, округлыми грудями или вступающим в брак с праведниками.
Хотя и на это есть свои разъяснения. Некоторые «исламоведы» объясняют, что «ясноглазые гурии», это просто кристально-чистый напиток из изюма.
Но нет! Все-таки версия с гуриями мне больше нравится, хотя остаются вопросы об их количестве и о том, кому именно – праведникам или мученикам - они достаются!
Часть 2. Предания.
Без сомнений Коран – самая главная книга ислама. Коран — это основа основ. Но это не единственная теоретическая основа ислама - как минимум есть ещё хадисы. И вот в хадисах информации намного больше и возможностей трактовки – еще больше. Что же это такое – хадис?
Хадис – это устные предания, легенды, о поступках и изречениях пророка Мухаммеда, которые считаются вторым после Корана источником знания ислама и толкованием законов и основ мусульманского образа жизни. Самые первые хадисы передавались в устной форме сподвижниками пророка, знавшими его лично – их называют «асхаб аль-кирам». Но далее хадисы уже передаются «мухаддисами» - рассказчиками, и по степени достоверности делятся на достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые (даиф), недостоверные и выдуманные (мауду). И несмотря на то, что Мухаммад запрещал придумывать о себе небылицы (он говорил, что тот человек, который станет приписывать ему то, чего он не говорил, непременно займёт своё место в огне) все-таки существует множество хадисов, которые относятся к «мауду» - выдуманным.
И вот как раз в хадисах мы находим упоминания о количестве.
«Аллах не впустит никого в Рай,
не женив его на семидесяти двух жёнах —
две будут гуриями,
а семьдесят будут унаследованы от обитателей ада»
(Сунан ибн Маджа, хадис 4337, достоверность - слабая).
Девушки из ада? Сомнительная награда, да и о девственности ничего не проясняется.
«Аллах даровал шахиду шесть вещей:
ему прощаются грехи с первой каплей его крови;
ему покажут его место в раю…
его женят на семидесяти двух райских гуриях»
(ат-Тирмизи, хадис 1663, достоверность - хорошая).
О! Все-таки награда шахиду?
«Наименьшая награда людям, вошедшим в рай, —
это их обитель, в которой для них будут
восемьдесят тысяч слуг
и семьдесят две гурии,
над которыми будет возвышаться купол,
украшенный жемчужинами цвета морской волны и рубинами,
а ширина купола будет как расстояние между аль-Джабией и Саной»
(ат-Тирмизи, хадис 2562, достоверность - слабая).
И тут меня увлекла простая математика. Расстояние между аль-Джабией (аль Джабия, или Баб аль Джабия это западные ворота старого города Дамаска) до Саны – города в Йемене по прямой примерно 2500 километров. То есть диаметр купола в раю, которым награждается каждый житель – 2500 километров. Вспомнив математику (что было совсем не просто в мои годы) я подсчитал, что площадь каждого такого жилища 4,9 миллиона квадратных километров. Для сравнения – площадь всей нашей планеты, с океанами, Арктикой и Антарктикой – 510 млн. километров в квадрате. То есть всей нашей планеты хватит на… 102 праведника. Нужна планета побольше, но ведь там и сила притяжения будет побольше. Например, на Юпитере, а он намного больше Земли, сила притяжения в 2,4 раза сильнее. И там девушка(гурия) весом в 50 килограмм будет весить 125. Оно нам надо?
Но, ладно, размеры рая для меня, агностика, не являются принципиальными. Зато в этом хадисе мы находим ответы:
- гурий 72;
- их «выдадут» в качестве награды всем, вошедшим в рай;
- выделение отдельной категории мусульман для их обретения — мучеников (шахидов).
И ряд подобных хадисов подпадают как минимум под категорию достоверности «хасан» (хороший). Тут я должен признаться вам честно. Я не проверял все хадисы. Их много… Очень много. Официальное количество хадисов – 35647. То есть тридцать пять с лишним тысяч. Но если учесть, что часть хадисов повторяются в различных сборниках, то общее количество с повторами оценивается в полтора миллиона.
Столько мне не осилить. Но самое главное я выяснил. Если не обращать внимание на белый изюм, то в самом Коране ничего не говорится ни о количестве, ни о предназначении гурий. Зато хадисы все разложили по полочкам. Каждого шахида ждут в раю 72 гурии. Очень ждут. Надо помочь им встретиться!
Comentarios