Часть 3
День третий
Третий день атаки, 27-е апреля 1948-го года, так же был начат с артподготовки. Минометы, которых теперь было не два, а восемь, вели прицельный огонь с 7 утра. К 9 утра разведчики заметили некоторое оживление на стороне противника – арабские отряды готовились к атаке. Но прошел час, потом еще и еще, а атаки все не было. После полудня и минометы снизили интенсивность обстрела, словно показывая противнику, что делают это скорее по инерции. Противник успокоился и уже не ждал атаки. И в 15 часов бойцы ЭЦЕЛЬ поднялись в бой, и начали пробиваться сквозь здания, применяя тактику «Гиди». Бой длился всю ночь, и новая тактика принесла свои результаты – к 7 утра 28-го апреля солдаты вышли к берегу моря, отрезав Маньшию от Яффо. Сразу же начались обыски в домах Маньшии. Всех вооруженных людей задерживали, оружие конфисковали. Всего было взято в плен около 50 человек, которых арестовали с оружием в руках. Всех их препроводили в специально подготовленное здание в квартале Керем Тайманим – в здании были установлены решетки и металлические двери. Через две недели, с созданием ЦАХАЛя (Армии Обороны Израиля) всех военнопленных перевели в специально созданный для этого лагерь.
А бои тем временем продолжались. После короткой перестрелки, несмотря на поддержку британцев, была захвачена мечеть Хасан Бек. Бойцы ЭЦЕЛЬ сразу же получили приказ командования – мечеть не трогать. Но на верхушке минарета все-таки был повешен еврейский флаг.
А минометный обстрел Яффо все еще продолжался. На рейде в яффском порту стояли египетские суда, готовые забрать арабских беженцев. ЭЦЕЛь перестал обстреливать зону порта, позволив тем жителям Яффо, которые желали покинуть город, беспрепятственно это сделать. К концу боев за Яффо из 85 тысяч арабов в городе осталось 3600 человек.
Еще вечером 27-го апреля 1948-го года вошел в силу договор между силами ЭЦЕЛЬ и ХАГАНЫ, согласно которого командиры ХАГАНЫ могли отдавать приказы бойцам ЭЦЕЛЬ, но через их командиров.
Утром 28-го апреля силы ХАГАНЫ начали свою операцию – «Хамец», в результате которой были захвачены арабские деревни вокруг Яффо – Саламе, Азур, Саакия, Аль-Хария, Кфар Аннаа и другие. Яффо оказался полностью отрезанным от арабских сил, и за исключением британцев, сопротивляться еврейским отрядам в городе было некому.
Часть 4
«Легкой жизни никто не обещал!» (с)
У британской армии были свои планы на Яффо, и они абсолютно не совпадали с планами еврейских отрядов. Яффский порт оставался стратегически важным для британцев, ведь именно через него предполагалось вывозить мандатные власти и армию из Иерусалима. Поэтому командование отдало четкий приказ – ни при каких обстоятельствах не допустить захвата Яффо еврейскими военными отрядами.
27-го апреля 1948-го года командование британскими вооруженными силами в Палестине сообщило мэру Тель-Авива Исраэлю Рокаху (мэр Яффо к тому времени уже сбежал в Египет), что вплоть до применения оружия в полную силу британская армия не допустит захвата Яффо еврейскими отрядами. Командир тель-авивского гарнизона сказал Рокаху открытым текстом:» Я получил приказ сохранить город (Яффо) для арабов любой ценой. Особенно в свете того, что евреи захватили Хайфу».
Командование и политическое руководство ЭЦЕЛЬ отказалось принять британский ультиматум от 27-го апреля, главным условием которого было требование полностью вывести силы ЭЦЕЛЬ из Маньшии. В ответ на это ночью с 28-е на 29-е апреля британский Военно-Морской флот на двух кораблях доставил из Хайфы в Яффо 4500 солдат и морских пехотинцев, которые уже к утру смогли высадиться в порту и организоваться для начала боевых действий против еврейских отрядов. В 8:00 29-го апреля британцы открыли огонь из 24 пушек по отрядам в Маньшии. Одновременно с этим пехота в сопровождении танков и бронемашин начала выдвигаться из Яффо в сторону Тель-Авива. Но солдаты ЭЦЕЛЬ были к этому готовы и инженерные отряды прямо под огнем британцев начали взрывать брошенные дома Маньшии, чтобы забаррикадировать улицы и дороги и не дать британским машинам проехать. Но эти взрывы дались ЭЦЕЛю слишком большой кровью – много саперов погибло от обстрела британцев. Тем не менее ЭЦЕЛЬ добился своего и наступление британских сил было остановлено. Воспользовавшись этим, ЭЦЕЛЬ… объявляет британским вооруженным силам ультиматум – если британцы не отступят, то минометчики ЭЦЕЛЬ откроют огонь по немецкой колонии в Яффо — Вальхалла. Там были сосредоточены основные британские силы.
Британское командование согласилось встретиться с еврейскими командирами, но на встречу пригласили только командиры ХАГАНЫ. На этой встрече британцы согласились прекратить артобстрел и наступление, но в ответ потребовали полного отступления солдат ЭЦЕЛя из Маньшии. В конце концов, после переговоров, британцы удовлетворились тем, что им передадут здание полиции Маньшии и расчистят главную улицу для проезда транспортных средств. Но согласие ХАГАНЫ вовсе не означало согласие ЭЦЕЛЬ. И в ответ на требование британцев саперы ЭЦЕЛЬ взорвали здание полицейского участка Маньшии и еще несколько больших зданий вдоль главной улицы поселения (сегодня это улица Ха-Меред), чтобы окончательно заблокировать проезд по ней.
Конечно же британцы были крайне недовольны этим вызовом. И чтобы хоть немного их успокоить, командование ХАГАНЫ договорилось с бойцами ЭЦЕЛЬ, что они все-таки покинут Маньшию, но все захваченные ими укрепления перейдут под контроль ХАГАНЫ, а не британцев. На таких условиях бойцы ЭЦЕЛЬ согласились выйти и прямо как были, в грязной, иногда окровавленной одежде, прошлись парадом по тель-авивской улице Алленби. Но кое-кто из бойцов уже был в Яффо. И перед самым выходом из школы «Альянс» вдруг ожила рация и хриплый голос Вайцнера спросил:» Молчановский, хочешь питу из Яффо!»
ЭЦЕЛЬ все-таки победил.
Часть 5
Прощание и выводы.
Вплоть до 12-го мая в Яффо продолжались мелкие стычки между оставшимися там арабами и еврейскими бойцами. Благодаря пребыванию там британских вооруженных сил, которые охраняли и контролировали вывоз имущества и гражданских лиц, до серьезных боев в Яффо дело не дошло. Да и воевать там было некому – из всех жителей Яффо в городе осталось не более трех с половиной тысяч человек. Мэр и все арабское правительство города бежали, в городе не было ни воды, ни электричества. Ни одна социальная служба не работала, школы, детские сады закрылись. В городе хозяйничали банды мародеров, непонятно откуда появившихся, и с ними боролись и британцы, и незначительные силы полиции и еврейские отряды ХАГАНЫ и ЭЦЕЛЬ. Оставшиеся арабские жители обращались с просьбой о помощи к мандаторной власти, к сотрудникам иностранных консульств и международных организаций, но все было безрезультатно.
12-го мая 1948-го года представили оставшихся в Яффо арабских жителей сообщили командованию ХАГАНЫ в Тель-Авиве о готовности сесть за стол переговоров. На следующий день, 13-го мая, в доме 1 на бульваре Хен в Тель-Авиве был подписан договор о капитуляции арабского населения Яффо и передачи власти в городе еврейскому военному командованию. После подписания этого договора британские военные и полиция покинули Яффо. Яффо снова стал еврейским городом.
14-го мая 1948-го года, в 16 часов, в бывшем доме мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа, Давид Бен-Гурион провозгласил создание еврейского государства Израиль. В тот же день ЭЦЕЛЬ и ХАГАНА поделили между собой Яффо на зоны контроля. В центральной части расположились солдаты ЭЦЕЛЬ, штаб которых расположился в здании городского суда, а остальные кварталы перешли под контроль ХАГАНЫ, штаб которой расположился в здании почты на бульваре Иерушалаим. Через несколько дней власть в городе была передана военному коменданту вновь созданной Армии Обороны Израиля. Длилось военное положение около года, до присоединения Яффо к Тель-Авиву.
В боях за Маньшию погибло 33 солдата ЭЦЕЛЬ – 15 при захвате поселения, 17 в боях с британцами. Еще одна солдатка погибла при сборке ручной гранаты на складе вооружения. 75 бойцов были ранены. Судьба одного из погибших – Нехемии Якоби – неизвестна. Подозревали, что его завалило при взрыве зданий в Маньшии. Среди погибших были командир тель-авивского отряда ЭЦЕЛЬ Йосеф Леви и известный футболист Натан Панч, которые погибли от огня британцев.
Если быть совсем точным, то, конечно, город Яффо не был захвачен, а сдался. Но вопреки всему тому, что говорили об этой операции ЭЦЕЛЬ, о ее ненужности, о излишних жертвах и тд, невозможно не признать, что без атаки бойцов ЭЦЕЛЬ, арабское население города могло сопротивляться еще очень долго. Именно атака ЭЦЕЛЬ вызвала массовое бегство арабов Яффо, что и привело, в последствии, к сдаче города.
В 1983-м году был открыт музей «Бейт Гиди», который стал и мемориалом всем погибшим бойцам ЭЦЕЛЬ в атаке на Маньшию и Яффо.

Взорванные дома Маньшии. В море веден египетский корабль, ожидающий арабских беженцев.

Броневик ЭЦЕЛЬ

тот же броневик.

девушки Тель-Авива на захваченном британском танке

британские танки в Яффо
Оставьте комментарий