хроника апреля

…в апреле 1912-го года одесский инженер-электрик Вайнтрауб вместе со своим сыном Сруликом на корабле прибыл в Яффо.  Из-за сильных штормов пароход выбился из графика и в порт прибыл поздним вечером вместо полудня. Капитан объяснил пассажирам, что придется пррвести на борту еще одну ночь — при таком волнении и в темноте разгружаться невозможно.

На верхней палубе какой-то торговец из Киева, уже бывавший в Палестине, показывал на мерцающие на берегу огоньки и объяснял, что это новое еврейское поселение Тель-Авив. "… в нем нет ни одного араба и есть настоящая еврейская гимназия!" — говорил торговец.
А Исраель Вайнтрауб не мог уснуть. Он ехал как раз в эту самую гимназию учиться.  Отец и дед решили, что юноша должен получить еврейское воспитание, а где же его получить? В еврейской гимназии, в еврейском городе! Вот и отправился Исраель вместе с отцом в далекую Эрец Исроэль.
Он не спал…   И чтобы чем-то занять себя, он достал чистую тетрадь и ровным детским почерком начал выводить:
"Вот он — Тель-Авив, я вижу его огни. Он так близко, что, пожалуй, я бы смог туда добраться вплавь. Но кто меня примет в незнакомом городе в мокрых одеждах? Да и говорят ли они по-русски? 
Какой он — Тель-Авив? Похож ли он на Одессу? Есть ли тут парки с каштановыми аллеями? Бегают ли по улицам собаки? Много ли улиц? Сколько вопросов, а в ответ одни огоньки…"
Юноша не догадывался, что население Тель-Авива — чуть более двух тысяч человек, из которых тысяча — ученики той самой гимназии, в которую он ехал учиться. Юноша не догадывался, что в городе всего 15 улиц и все городские собаки на пересчет и их знает любой городской мальчишка. Он был уверен, что раз ту есть настоящая еврейская гимназия, значит это большой или даже очень большой город.
В апреле 1942-го года ополченец Вайнтрауб прислал своей семье поздравление с празником Пейсах и пожеланием скроейшего освобождения. Через месяц пришла похоронка….
В апреле 2012-го года я встретился с правнучкой Исраеля Вайнтрауба — Ларисой, приехавшей из Одессы в Израиль специально на День Памяти жертв Катастрофы. Она и показала мне эти письма, а тоакже другие письма, которе ее прадед писал из Тель-Авива в Одессу на протяжении пяти лет обучения в гимназии "Герцелия".  Я думаю, что еще приведу вам выдержки из его описания этого города..  мне очень нравится, как  10-летний Исраель стравнивает Тель-Авив именно с родной Одессой, одинаково тепло отзываясь об этих городах…
Вот такая хроника апреля

Комментарии

Оставьте комментарий